МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Раскрыты тайны столичных ливневок

Как работает канализация в Москве

Проливные дожди, обрушившиеся на столицу в июне и испытавшие мегаполис на прочность в июле, поставили в неудобное положение многих горожан. Затопленные переходы, машины, утонувшие в громадных лужах, и люди, которым впору ждать лодку, а не автобус, — такие видеоролики заполонили социальные сети. А сами пользователи ополчились на городские ливневки, мол, их либо нет в нужных местах, либо они не справляются с потоком воды. И хоть август пока радует сухой погодой, «МК» решил разобраться, что представляет собой ливневая канализация, как она работает в Москве и в чем ее особенности. Ведь не за горами осенние дожди.

Фото: ru.wikipedia.org

Скованная Неглинка

В первой половине XV века из-за частых весенних наводнений в Москве начались крупномасштабные работы по строительству систем водоотведения. Тогда для профилактики потопов прокопали русло реки Неглинной от Боровицкой башни до Москвы-реки, были выкопаны Красный пруд и пруды в районе Театральной площади. Уже в 1367 году была построена специальная труба для отвода атмосферных осадков с территории Центральной Ивановской площади в Кремле, а отдельные участки реки стали перекрывать деревянными настилами, по которым горожане могли пройти затопленный участок. В дальнейшем, чтобы предотвратить потопы, реки Неглинная, Пресня, Сара, Чечёра, Ольховец, Черторый и Калитниковский ручьи были заключены в коллекторы. А с начала XVII века в городе начали прокладывать водоотводные и дренажные подземные трубы из дерева, камня, кирпича и керамики, а позже — из чугуна. Берега московских речек и ручьев укреплялись деревом и камнем. 

— В Москве, в отличие от многих европейских городов, изначально была спроектирована полная раздельная система водоотведения: бытовая канализация отдельно трассируется на очистные сооружения, а дождевой сток идет по системам, которые сообщаются с коллекторами малых рек, — рассказывает диггер Даниил Давыдов. — Таких рек и ручьев более 160, для экономии места их стали убирать под землю еще с 1806 года. Первой эта участь постигла реку Неглинку на месте Александровского сада. В коллекторах рек делается огромный запас диаметра для вмещения дождевого стока, их тоннели сравнимы по размеру с тоннелями метрополитена. Дождь попадает в ливневые стоки, потом по трубам идет в коллекторы и после — в Яузу или Москву-реку.

Минус такого разделения — долгое строительство и дороговизна процесса. Плюсы в том, что при ливнях не загрязняются реки. В городах с совместной канализацией, например в Санкт-Петербурге, при сильных ливнях очистные сооружения не успевают переработать весь поток воды. Тогда шлюзы просто открываются, и все «общее» содержимое прямиком попадает в природную водную среду. В Москве бытовая канализация очищается всегда, на нее никак не влияет обилие дождей.

— Неглинка стала главной водоотводной артерией столицы, — говорит руководитель центра подземных исследований «Остроб» Михаил Савкин. — Практику развития коммуникационных сетей мы переняли от Праги и Парижа. Ливневые решетки также меняются с годами. Раньше в основном были чугунные (кстати, вес такой может достигать 56 кг!), теперь стали полимерные ставить. Но только в тех местах, где нет мощного потока автомобилей, так как они трескаются. Исторические ливневки можно найти в центре столицы — там, где располагались реки Неглинка, Пресня, ручей Черторый.

— В старой Москве есть районы, например район Кисловских переулков, которые вообще не имеют ливневых стоков, — продолжает Давыдов. — Произошло это потому, что градостроители в первую очередь строили коммуникации водоснабжения, теплоснабжения, телефонию, а ливневые решетки были уже делом последним. На данный момент сделать их крайне трудно, так как прокладка сливов повлечет за собой переделку и остальных коммуникаций.

Большая реконструкция

В начале ХХ века началось строительство сравнительно развитой сети дождевой канализации в пределах Садового кольца. Но наиболее интенсивно оно велось с начала 30-х годов, когда старые булыжные мостовые начали сменять новые усовершенствованные дорожные покрытия.

— В советское время начали появляться бетонные сооружения: коллекторы и трубы, подземные водопады, — говорит Савкин. — Необходимость последних возникла из-за разного уровня ландшафта города, каналы должны были иметь выходы в более низкие места. Особенно водопадов много на Крылатских холмах, там их четыре, в районе Раменских холмов — два, а остальные разбросаны по промзонам.

А в «новой» России, с 1995 года, по канализации стали «кататься» первые роботы. Сейчас они производят телескопические измерения в тонких трубах, помогают обнаружить засоры и трещины.

В 2017 году началась масштабная реконструкция ливневой канализации города со строительством новых участков. Для каждой части дождевой канализации существуют свои методы очистки и ремонта. Речные коллекторы, в которых текут московские малые реки, сотрудники обходят зимой, так как в это время уровень воды там мал (летом дождь может наполнить гигантские тоннели полностью). А в трубах малого диаметра, где проводить работы возможно только с помощью техники, сезон реконструкции наступает, наоборот, с приходом теплой погоды.

— Реконструкция путей водоотвода продолжается и сейчас, — объясняет Савкин. — Поврежденные участки бетонных труб чинят с помощью полимерных рукавов. Их предварительно нагревают, и после при остывании они сами укладываются внутри бетонной трубы, пространство же между старой и новой конструкциями заливают специальным герметиком. Несмотря на то что таким образом теряется некоторая часть диаметра и труба становится уже, проходимость не уменьшается. Наоборот, полимерные трубы более «скользкие», вода по ним течет быстрее. В крупных же коллекторах ставят пластик. Реконструкция будет идти довольно долго, так как одновременно во всех проблемных точках произвести ее нельзя, городская канализация просто остановится.

Важно, что у ливневой канализации есть свои очистные сооружения.

— Когда начинается дождь, с дорог смывается большое количество мусора, тяжелых металлов, реагенты, — объясняет Давыдов. — Все это попадает в очистные сооружения, поэтому экология не страдает. Магистральные же коллекторы проверяют раз в год, а ремонтируют, когда подходит время по намеченному сроку службы. Водная среда от дождей не агрессивная, и она гораздо меньше вреда наносит инженерным коммуникациям.

Откуда потоп?

По мнению экспертов, за последние 10 лет подтоплений стало гораздо меньше. Город меняется, например, увеличивается или уменьшается ширина проезжих частей и тротуаров, и ливневки меняются вместе с ним. Решетки-ливнеприемники и трубы под ними приходится постоянно перемещать.

Сегодня среднегодовой объем стока, пропускаемый ливневой канализацией, составляет 606,6 млн куб. м. Москва впечатляет и количеством смотровых и дождеприемных колодцев — их в городе более 360 тысяч. Тем не менее каждый крупный ливень москвичи буквально атакуют коммунальные службы претензиями о новых подтоплениях. Почему же так происходит?

Как рассказали «МК» в пресс-службе ГУП «Мосводосток», в последние годы существенно изменились климатические условия, увеличилось количество и интенсивность выпадающих осадков, и, как правило, они стали сопровождаться сильными порывами ветра и даже градом.

В первой половине лета 2020 года объем осадков превысил месячную норму в несколько раз. В отдельные дни на город обрушивалось такое количество воды, какое, бывает, проливается за недели.

«Безусловно, выпадение такого количества осадков приводит к временному локальному аккумулированию воды на некоторых городских территориях, расположенных в низинах. Туда стекает вода со всех прилегающих. Таких мест несколько десятков», — пояснили в пресс-службе предприятия.

Сотрудники Мосводостока уже знают проблемные места и во время дождя ставят там машины для экстренного устранения засора в ливневке.

Согласно опросу, который провело сообщество «Синие ведерки» в социальных сетях, самыми проблемными улицами водители столицы считают Сельскохозяйственную улицу, Большую Академическую, участок Дмитровского шоссе в районе МЦК, а также часть Варшавского шоссе и Хохловский переулок.

Ботинки, монеты, раки

Но, как бы ни чистили и ни обновляли тоннели ливневой канализации, внутри все равно можно встретить большое количество различного мусора: ботинок, карточек, ключей, строительных отходов и т.д. Часто в водостоке можно найти монеты, которые занесло из старых и заброшенных фонтанов. Есть как советские образцы, так и очень ценные царские монеты — такие обычно передаются в музеи.

— Довольно много попадается клинкерного кирпича конца XIX века, — говорит Савкин. — Все они необычные, со специальным клеймом того предприятия, которое их изготовило. Появляются они среди строительного мусора потому, что раньше коллекторы выполнялись в форме перевернутого яйца и строились из кирпича с особыми примесями, которые не давали ему рассыпаться от напора воды. Притом каждый поставщик держал состав материала в строгом секрете. Как, например, Пелагея Ивановна Милованова, потомок рода купцов-старообрядцев. Ее завод располагался на реке Пехорке, где сейчас стоит город Железнодорожный. Позже от таких сложных коллекторов отказались, так как их сооружение стало очень дорогим и долгим, а город развивался стремительно.

Вся ливневая канализация Москвы имеет протяженность около 8 тысяч километров, она напрямую связана со всеми водоемами города, поэтому здесь не могла не образоваться своя экосистема.

— Очень много рыб водится в системе водостоков, — рассказывает Савкин. — В основном это караси, пескари и карпы. Кроме того, тут можно найти летучих мышей в районах парковых зон. В прошлом году мы обнаружили раков, которых, скорее всего, во время сильного дождя вымыло в ливневую канализацию из переполненных прудов в районе Кузьминки. Встречаются красноухие черепахи, их москвичи оставляют на берегах водоемов. Периодически встречаются утята, но птенцы очень редко выживают в канализации.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах