МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Достучаться до небес, чтоб... получить квартиру

или Как президент страны Владимир Путин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев заставили работать главу Балашихи

Услуг нет, счета — остались!

На что жалуемся?

Случилась эта довольно шумная история в минувшую пятницу, 2 августа. 30-летняя жительница разрушающегося барака 1950 года постройки микрорайона ЦОВБ (Центральная объединенная военная база) из Балашихи Екатерина Ровенская, отчаявшись биться за человеческое существование, отправилась на молодежный форум «Селигер», чтобы встретиться с президентом страны.

— Я тут выросла с детства, — рассказала нам Ровенская по возвращении в родной барак. — Поехала на Селигер со своими друзьями. Основная цель моего визита — достучаться до небес, задать вопрос Владимиру Владимировичу.

Внимание главы государства привлек оригинальный плакат с надписью «Долина нищих», который Катя держала в руках. Пробиться к Путину, по словам Ровенской, было весьма трудно. Сотни людей хотели что-то спросить у президента.

— Местные жители называют нас «долиной нищих», — говорит девушка. — Наш микрорайончик довольно маленький, дома расположены обособлено. Заканчиваются нормальные дома, заканчивается асфальт, начинается бездорожье, которое подводит к нашим двум баракам. И нас прозвали «долиной нищих», потому что здесь живут те люди, которые не могут самостоятельно купить жилье, взять его в ипотеку, потому что здесь живут пенсионеры, инвалиды или бюджетники, те, кто работает в социальной сфере. То есть те, кто отсюда мог уехать, они уехали. А вот там бабульки какие-то, которые живут на пенсию, или многодетные, опять же, как они могут позволить купить себе жилье? Тут у нас в основном муниципальное жилье. Более 70% доли принадлежит муниципалитету, это установлено прокуратурой. Эта бумага у нас есть.

Бумаг у Екатерины вообще набралось довольно много. За последние десять лет Ровенской удалось скопить внушительную коллекцию из разных обещаний, советов, отписок. В общей сложности в трех папках содержится 170 писем из всевозможных инстанций, от санэпиднадзора, который говорит, что жить в их доме нельзя, до патриархата.

— В прошлом году мы уже не знали, куда нам написать еще, чтобы найти поддержку, и всем православным людом из нашего убогого дома написали Патриарху Московскому и всея Руси, — вспоминает активистка. — Просили не заступиться, мы понимаем, что Церковь отделена от политики. Просили молитвенной помощи. У меня тогда мама умерла, не дождавшись нового жилья. И вот пришел ответ от Всеволода Чаплина: «Господь да дарует жильцам дома №7 мир, здравие, помощь Свою в добрых делах и все потребное для спасения».

На рухнувший балкон в доме №20 по улице Зеленой администрация Балашихи просто порекомендовала больше не выходить.

По словам Ровенской, это послание придало им новых сил. И встречу с Путиным она также называет не чем иным, как Божьим промыслом. Выслушав на Селигере Екатерину, президент заметил, что в стране пока много аварийного и ветхого жилья и расселение жителей идет не так быстро, как хотелось бы.

— Но бывают случаи, из ряда вон выходящие, — сказал Путин. — И если у вас такой, то я сделаю все, конечно, чтобы вам помочь. В Подмосковье молодой деятельный губернатор. Уверен, что он обратит на это внимание.

И обратил. Не прошло и двух часов, как Андрей Воробьев позвонил Ровенской по телефону.

— Екатерина, я знаю о вашем вопросе и о реакции нашего президента. Также я получал ваше сообщение, как и других жителей Московской области по поводу аварийного и ветхого жилья. Поручение президента, которое прозвучало, соответственно, в этом году будет выполнено. Глава города Балашихи возьмет на оформление где-то 30 дней для того, чтобы оформить кредит. И я думаю, что 103 семьи, которые находятся в двух домах, где вы живете, и еще улица Зеленая есть такая, дом 20, у вас в ЦОВБ. Соответственно, мы отреагируем на ваше обращение и в этом году оформим кредит и предоставим жилье всем 103 семьям. Другое дело, все зависит от времени ремонта, может быть, не все смогут заехать в этом году. Но большинство встретят Новый год в новых квартирах.

Утром в микрорайоне ЦОВБ было уже людно. Щелкали затворы фотокамер, телеоператоры следили за развитием событий. Бараки посетили глава городского округа Балашиха Юрий Максимов и зампред областного правительства Герман Елянушкин.

— Сколько мы ездили к Максимову на прием, жаловались и вот дождались, приехал наконец-то к нам, — поделилась с нами пенсионерка Надежда Ефимовна Куду. — Если бы не Путин, вряд ли бы он к нам приехал, хоть понюхал сам, чем мы тут дышим. Сырость замучила.

Кстати, именно сырость толкнула Ровенскую на отчаянный шаг.

— Весь дом плесенью провонял, вся одежда, — говорит она. — Нельзя никуда выйти нормально. Запах преследует нас везде. Вообще, я скрипачка, и вот тут у меня скрипка в кофре лежит. Самое страшное, что у меня тут недавно произошло. Из-за влажности и сырости конский волос на смычке заплесневел. Ездила к мастеру менять волос, и мне настолько стыдно было, не знала, как объяснить, в каких условиях я живу и откуда взялась плесень. А главы нам только обещают. Сначала Самоделов 12 лет кормил нас завтраками, теперь Максимов. Вот письмо, где он нам в декабре переезд пророчит, вот бумаги на переезд в марте, в апреле. Последний раз он обещал расселить в июле.

Интересно, что проживание в бараке стоит местным жителям немалых денег. Две комнаты Ровенской и ее отцу обходятся в 2800 рублей, плюс порядка 500 рублей за свет. Самая «дорогая» строка расходов — «содержание и текущий ремонт». Только ни содержания, ни ремонта обитатели дома не видели уже очень много лет. Зато на бумагах он имеется. Справки об этом также хранятся в архиве Екатерины.

— Вот по этой бумаге наша управляющая компания в прошлом году нам сделала косметический ремонт на 250 тысяч рублей, — рассказывает Катя. — Вот по этой — в 2011 году нам еще тут что-то якобы ремонтировали.

По словам жильцов дома №7, весь ремонт заключался в том, что в прошлом году у них срезали батареи отопления в подъездах и один раз замазали цементом слишком большую трещину на фасаде, так как дом приезжали снимать с телевидения по жалобе жителей.

Этот плакат привлек внимание Путина.

Как живут соседи?

Примерно в таких же, а быть может, еще в худших условиях живут люди в другом балашихинском бараке, о котором говорил Андрей Воробьев. Дом №20 на улице Зеленой построен в 20-х годах прошлого века. Его обитателей заселили сюда временно... в 1993 году. Дом настолько обветшал, что начинает потихоньку разваливаться. С кровли идет течь, стены в складках, балконы обрушились.

— Тут у нас дерево на крышу упало, — говорит старшая по дому Ирина Балабанова. — Из управляющей компании отказались приезжать и чинить. Сказали, это опасно и крыша может рухнуть, если кто-то на нее полезет. На рухнувшие балконы администрация дала предписание: не выходить!

Этот дом также уже стал настоящей «звездой». Сообщения о нем в СМИ проходят из года в год. Но воз, то есть дом, все еще стоит.

— Зато у нас есть «волшебная» квартира №3, — продолжает рассказ Балабанова. — В нее все время кого-то заселяют, а потом эти жильцы тут же получают новые квартиры, и все повторяется сначала.

— А кого заселяют-то?

— Как кого? Тех, кого надо. Сначала был муниципальный начальник Тополев, потом тоже начальник Шенкао. Сейчас счета на какую-то Фатиму приходят, но сами они тут, эти начальники, никогда и не жили. В квартире человек 15 живет мигрантов. Тоже, наверное, скоро квартиры получат... Нам же Максимов говорит, что не переселяют пока, потому что у нас тут слишком много квартир надо дать, сразу 33. Только откуда они такую цифру взяли, непонятно. Мы тут 20 лет и друг друга хорошо знаем, кто прописан, кто живет. Всего-то 24 семьи. А остальные 9 квартир, наверное, себе в администрации разобрать хотят.

Как расселяют?

Скандалы с расселением из ветхого жилья для Балашихи не редкость. Тут под выселку попал соседний дом №4 на той же Зеленой улице. Вроде бы радоваться людям надо. Но три квартиры жильцы до сих пор освобождать не желают. Живут без света, воды, электричества. Потому как не согласны они с тем, что их из коммуналок опять в коммуналки селят.

— Я столько лет стояла в очереди на улучшение жилья, а получила что? — спрашивает Марина Александровна Кушнарева. — У меня сейчас комната 21,1 кв. метра, а мне дают 15-метровку. Когда вставала в очередь, дочь ребенком была, а сейчас выросла. Куда мы с ней в такой уголок поедем?

— И все коммуналки получили?

— Почти. Но двум дали отдельные квартиры.

— Кому?

— Тут у нас инвалид жил. Ему дали. И то со скандалом, — рассказывает Кушнарева. — Он ходил в администрацию, просил квартиру с балконом, чтобы воздухом было где дышать. Он не ходит. Даже взятку предлагал 500 тысяч. Но с него миллион просили. Потом как-то бесплатно дали, потому что все-таки инвалид. А еще одна соседка, она самая первая переехала в отдельную квартиру, сказала, что нужно иметь лохматую лапу...

В доме №4 по улице Зеленой еще теплится жизнь... и надежда на лучшую жизнь.

Кстати, хохма: несмотря на то, что в доме отключены все коммуникации, местная управляющая компания продолжает присылать платежки оставшимся жителям. В счете опять есть «содержание и текущий ремонт» дома, поставка воды, водоотвод и даже отдельный счет за электричество. Два месяца нет никаких благ, а на бумагах они все еще существуют.

— Измором берут, — вздыхает собеседница.

Что говорит власть?

Мы встретились с Юрием Максимовым, главой Балашихи, чтобы поговорить об этих трех скандальных случаях.

— 4-й дом уже расселен. Там живут две семьи, им уже предоставлены квартиры. В августе они переедут.

— То есть уже переезжают?

— У них идет смена квартир. Так как мужчина-инвалид захотел себе квартиру с балконом. Мы ему меняем квартиру. Нашли с балконом. А в его квартиру переселяем ту женщину, которая там живет. Она разведена с мужем, и мужу будем предоставлять комнату. Так как больше площадей у нас нет.

— А из-за чего там весь сыр-бор? Все уже разъехались соседи, а они остались?

— Сыр-бор из-за того, что им предоставляли квартиры, а они не соглашались переезжать. Маленькие площади или еще что-нибудь... Хотели все получить побольше квартиры.

— И как решился вопрос?

— Ну, как решился... Мужчине предоставили квартиру с балконом, а женщина хотела однокомнатную квартиру и еще одну квартиру. Но мы это не можем предоставить. Только предложили комнату. Хотя мы им должны были предоставить только двухкомнатную квартиру.

— Недовольство осталось?

— Нет, у них — все нормально! Там только есть женщина одна... Ей положена одна комната. Мы ей предоставили комнату, она хочет квартиру. Но у нас нет возможности сейчас предоставить ей квартиру. А комнату мы ей предоставили.

— Там же соседний дом, 20-й....

— 20-й, да — это проблемный дом, который нам надо расселить, и у нас 20-й дом и непосредственно 2 дома на ЦОВБ, которые у нас в очень плохом состоянии.

— Юрий Владимирович, а как вы вообще смотрите на этот скандал, что до Путина дошла жалоба из Балашихи? Екатерина Ровенская говорит, что каждый месяц к вам обращалась и каждый месяц все это оттягивалось...

— Екатерина и еще несколько инициативных граждан с ЦОВБ приходили ко мне ежемесячно. С ними был выработан алгоритм получения кредита и предоставления им жилплощади. Но че-то я не понял, почему она поехала к Путину. Значит, уже нервов не хватило или не хватило у них терпения для того, чтобы подождать. Мои обещания были — до конца года предоставить им квартиры. Я им не обещал 20 лет переселять их. Я пришел в сентябре в город и, узнав об этой проблеме, принимал всевозможные действия для того, чтобы решить эту проблему.

— А вот сейчас вопрос должен решиться в 30-дневный срок, Воробьев об этом заявил.

— В 30-дневный срок мы должны найти решение этой проблемы. А проблему мы должны решить до конца года.

— Мне показалось, в новостях сказали, что Воробьев попросил вас расселить в 30 дней?

— Если он действительно так попросил, значит, будем искать возможности переселить в течение 30 дней.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах