SOS, которого не было?
На “Магдалене” урезают рацион и докуривают последние “бычки”
Новый день принес из Антарктики свежие новости. “Магдалена Ольдендорф” по-прежнему беспомощно стоит во льдах, но ажиотаж вокруг первых тревожных сообщений угас. Похоже, ажиотаж этот был раздут едва ли не преднамеренно и весьма выгоден судовладельцу — немецкой компании “Эгон Ольдендорф”. Ведь впервые за последние 16 лет вместо российского судна “Академик Федоров” в антарктическую экспедицию отправился иностранный теплоход.
Итак, 12 апреля “Магдалена” вышла из Кейптауна. На борту судна, идущего под либерийским флагом, находится 107 человек. В том числе — 79 российских ученых (в основном петербуржцы). Это уже 46-й состав Всероссийской антарктической экспедиции, который после зимовки на полярных станциях “Мирный” и “Новолазаревское” возвращался домой. Однако судно не смогло преодолеть ледяное препятствие и встало на якорь в припае (недрейфующем льде) неподалеку от южноафриканской станции “Саная”.
Корреспондентам “МК” удалось связаться с женой заместителя начальника экспедиции Вячеслава Мартьянова. Ольга Юрьевна как раз только что переговорила по спутниковой связи с мужем.
— Ваш супруг впервые в экспедиции подобного рода?
— Он уже был начальником станции, долгое время координировал различные арктические экспедиции. Не один раз был и в Антарктиде, даже на льдине дрейфовал. В прошлом году руководил антарктической экспедицией на “Академике Федорове”.
— А в такие переделки он попадал прежде?
— Нет. Такого никогда не было. Даже когда он дрейфовал на льдине — это было запланировано. Таких форс-мажорных обстоятельств никогда не возникало.
— В прошлом году экспедиция прошла спокойно?
— Да. Все было прекрасно. Думаю, что и в этот раз все закончилось бы удачно, если бы “Академик Федоров” не был на ремонте. А так пришлось фрахтовать судно в Кейптауне. Муж мне писал, что оно изначально было не очень приспособлено к Антарктике.
Слава сказал, что судно не вмерзло в лед и все еще имеет возможность двигаться. Капитан принял решение зацепиться якорями за припай и ждать спасателей. Топливо экономят, работает только вспомогательный дизель, кое-как обогревают двигатель да еду готовят. Недавно они провели ревизию продовольствия — рацион решили урезать, но пока все в порядке, месяца на полтора должно хватить. А вот сигареты... Уже сейчас последние “бычки” докуривают, а при таких нервных нагрузках...
Погода жуткая: мороз, шквальный ветер, несколько человек слегли с простудой. Домой Слава обещал вернуться не раньше середины июля. Не скажу, что мы сильно волнуемся, скорее скучаем: месяца три как не виделись, дети ждут.
А вот что сообщил “МК” по телефону, также из Санкт-Петербурга, директор Института Арктики и Антарктики Иван Фролов:
— Мы прорабатываем различные варианты. Но речь не идет о спасении людей, просто судно застряло. Мы надеемся, что недели через две наши будут на борту “Агалоса”, а через три — в Кейптауне.
— Почему за полярниками, как обычно, не вышел “Академик Федоров”?
— “Академик Федоров” в ноябре был в плановом ремонте на немецкой верфи. При швартовых испытаниях загнали вразнос двигатель. Сейчас идет суд в Стокгольме. Немцы говорят, что это случайность, их вины нет. Но двигатель там уникальный — и ремонт закончится только 4 августа. А “Магдалена” не соответствует тем техническим данным, которые мы ожидали увидеть по контракту.
— Чем реально чревата ситуация?
— Судну “Магдалена Ольдендорф” ничто не угрожает, оно не подвержено дрейфу. На “Магдалене” есть ледовый капитан — это, кстати, капитан с “Федорова”. Есть и ледовый разведчик. Но судно оказалось беспомощно во льдах.
— Нас прежде всего беспокоит судьба людей. Среди них уже есть больные, простуженные...
— Простудиться и в Питере можно. По нашим данным, там сейчас -15, -20°С. Да, бывает сильный ветер, до 40 м/с. Но в каютах тепло. На судне — три или четыре врача. Вот с куревом у них действительно туго. К концу июня — началу июля должно закончиться продовольствие. Судовладелец нанял в Южной Африке спасательное судно “Агалос”, которое в воскресенье в 18.00 вышло из Кейптауна. Через семь дней “Агалос” подойдет к кромке льда. Судно несильное, лед там до 60 см, поэтому к “Магдалене” “Агалос” подойти не сможет, но на его борту — два вертолета. Закинут продовольствие и эвакуируют наших полярников. Никакой чрезвычайной ситуации нет. И в Арктике, и в Антарктике наши суда зимовали...
И окончательно прояснил ситуацию начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин:
— Вытаскивать свой “пароход” (морской сленг. — “МК”.) — дело судовладельца. Суммы спасательной экспедиции в западной прессе растут как на дрожжах. Но мы не объявляли о спасательной экспедиции. И капитан “SOS” не подавал. “Агалос” заберет наших полярников и сбросит на судно аварийно-спасательное снаряжение. Если бы мы подняли ажиотаж — мы бы за это и платили.
P.S. МЧС России, безусловно, в курсе событий и внимательно следит за ситуацией вокруг “Магдалены Ольдендорф”, сообщили МК в пресс-службе МЧС. Между тем главное спасательное ведомство России пока не считает ситуацию критической, однако, если возникнет угроза для жизни наших ученых, попавших в ледовый плен, будут приняты необходимые меры — в этом нас заверили со всей определенностью. ЖИТЬ ТАМ МОЖНО, НО СЛОЖНО... Ледяной плен экипажа зажатого льдами в Антарктике немецкого судна “Магдалена Ольдендорф” с российской экспедицией на борту может растянуться на несколько недель. C какими трудностями придется столкнуться нашим ученым?
С этим вопросом “МК” обратился к Федору КОНЮХОВУ, который еще в 1990—1991 гг. отправился в одиночное кругосветное путешествие на яхте “Караана” и оказался в тех же широтах, где сейчас находится “Магдалена”.
— Мне, в отличие от наших ребят, в некотором смысле повезло. Ведь я попал туда в январе, когда там арктическое лето. А сейчас там самое начало зимы, а если быть совсем точным — “январь”.
Наших ребят сейчас накрыла полярная ночь. Но с этим тоже можно жить, поскольку полярная ночь — не кромешная тьма, а утром и вечером там вообще сумерки. Поэтому я не думаю, что какие-то капризы погоды могут стать проблемой для экипажа. Уверен, россияне, которые находятся на “Магдалене”, — ребята мужественные. Они же полярники — и не с такими сложностями сталкивались во время других экспедиций. И наверняка каждый из них пережил хотя бы одну зимовку в Антарктике.
Я думаю, что им даже не грозит обморожение, поскольку сейчас там не должно быть шторма. Даже если они работают на палубе при такой низкой температуре. Единственное, что может в этой ситуации беспокоить, так это само судно. От его конструкции зависит безопасность людей. В этих широтах зимой царствуют паковые льды, которые могут просто раздавить “Магдалену”.
Я хочу пожелать ребятам удачи и поддержать их семьи в эту непростую минуту.
Итак, 12 апреля “Магдалена” вышла из Кейптауна. На борту судна, идущего под либерийским флагом, находится 107 человек. В том числе — 79 российских ученых (в основном петербуржцы). Это уже 46-й состав Всероссийской антарктической экспедиции, который после зимовки на полярных станциях “Мирный” и “Новолазаревское” возвращался домой. Однако судно не смогло преодолеть ледяное препятствие и встало на якорь в припае (недрейфующем льде) неподалеку от южноафриканской станции “Саная”.
Корреспондентам “МК” удалось связаться с женой заместителя начальника экспедиции Вячеслава Мартьянова. Ольга Юрьевна как раз только что переговорила по спутниковой связи с мужем.
— Ваш супруг впервые в экспедиции подобного рода?
— Он уже был начальником станции, долгое время координировал различные арктические экспедиции. Не один раз был и в Антарктиде, даже на льдине дрейфовал. В прошлом году руководил антарктической экспедицией на “Академике Федорове”.
— А в такие переделки он попадал прежде?
— Нет. Такого никогда не было. Даже когда он дрейфовал на льдине — это было запланировано. Таких форс-мажорных обстоятельств никогда не возникало.
— В прошлом году экспедиция прошла спокойно?
— Да. Все было прекрасно. Думаю, что и в этот раз все закончилось бы удачно, если бы “Академик Федоров” не был на ремонте. А так пришлось фрахтовать судно в Кейптауне. Муж мне писал, что оно изначально было не очень приспособлено к Антарктике.
Слава сказал, что судно не вмерзло в лед и все еще имеет возможность двигаться. Капитан принял решение зацепиться якорями за припай и ждать спасателей. Топливо экономят, работает только вспомогательный дизель, кое-как обогревают двигатель да еду готовят. Недавно они провели ревизию продовольствия — рацион решили урезать, но пока все в порядке, месяца на полтора должно хватить. А вот сигареты... Уже сейчас последние “бычки” докуривают, а при таких нервных нагрузках...
Погода жуткая: мороз, шквальный ветер, несколько человек слегли с простудой. Домой Слава обещал вернуться не раньше середины июля. Не скажу, что мы сильно волнуемся, скорее скучаем: месяца три как не виделись, дети ждут.
А вот что сообщил “МК” по телефону, также из Санкт-Петербурга, директор Института Арктики и Антарктики Иван Фролов:
— Мы прорабатываем различные варианты. Но речь не идет о спасении людей, просто судно застряло. Мы надеемся, что недели через две наши будут на борту “Агалоса”, а через три — в Кейптауне.
— Почему за полярниками, как обычно, не вышел “Академик Федоров”?
— “Академик Федоров” в ноябре был в плановом ремонте на немецкой верфи. При швартовых испытаниях загнали вразнос двигатель. Сейчас идет суд в Стокгольме. Немцы говорят, что это случайность, их вины нет. Но двигатель там уникальный — и ремонт закончится только 4 августа. А “Магдалена” не соответствует тем техническим данным, которые мы ожидали увидеть по контракту.
— Чем реально чревата ситуация?
— Судну “Магдалена Ольдендорф” ничто не угрожает, оно не подвержено дрейфу. На “Магдалене” есть ледовый капитан — это, кстати, капитан с “Федорова”. Есть и ледовый разведчик. Но судно оказалось беспомощно во льдах.
— Нас прежде всего беспокоит судьба людей. Среди них уже есть больные, простуженные...
— Простудиться и в Питере можно. По нашим данным, там сейчас -15, -20°С. Да, бывает сильный ветер, до 40 м/с. Но в каютах тепло. На судне — три или четыре врача. Вот с куревом у них действительно туго. К концу июня — началу июля должно закончиться продовольствие. Судовладелец нанял в Южной Африке спасательное судно “Агалос”, которое в воскресенье в 18.00 вышло из Кейптауна. Через семь дней “Агалос” подойдет к кромке льда. Судно несильное, лед там до 60 см, поэтому к “Магдалене” “Агалос” подойти не сможет, но на его борту — два вертолета. Закинут продовольствие и эвакуируют наших полярников. Никакой чрезвычайной ситуации нет. И в Арктике, и в Антарктике наши суда зимовали...
И окончательно прояснил ситуацию начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин:
— Вытаскивать свой “пароход” (морской сленг. — “МК”.) — дело судовладельца. Суммы спасательной экспедиции в западной прессе растут как на дрожжах. Но мы не объявляли о спасательной экспедиции. И капитан “SOS” не подавал. “Агалос” заберет наших полярников и сбросит на судно аварийно-спасательное снаряжение. Если бы мы подняли ажиотаж — мы бы за это и платили.
P.S. МЧС России, безусловно, в курсе событий и внимательно следит за ситуацией вокруг “Магдалены Ольдендорф”, сообщили МК в пресс-службе МЧС. Между тем главное спасательное ведомство России пока не считает ситуацию критической, однако, если возникнет угроза для жизни наших ученых, попавших в ледовый плен, будут приняты необходимые меры — в этом нас заверили со всей определенностью. ЖИТЬ ТАМ МОЖНО, НО СЛОЖНО... Ледяной плен экипажа зажатого льдами в Антарктике немецкого судна “Магдалена Ольдендорф” с российской экспедицией на борту может растянуться на несколько недель. C какими трудностями придется столкнуться нашим ученым?
С этим вопросом “МК” обратился к Федору КОНЮХОВУ, который еще в 1990—1991 гг. отправился в одиночное кругосветное путешествие на яхте “Караана” и оказался в тех же широтах, где сейчас находится “Магдалена”.
— Мне, в отличие от наших ребят, в некотором смысле повезло. Ведь я попал туда в январе, когда там арктическое лето. А сейчас там самое начало зимы, а если быть совсем точным — “январь”.
Наших ребят сейчас накрыла полярная ночь. Но с этим тоже можно жить, поскольку полярная ночь — не кромешная тьма, а утром и вечером там вообще сумерки. Поэтому я не думаю, что какие-то капризы погоды могут стать проблемой для экипажа. Уверен, россияне, которые находятся на “Магдалене”, — ребята мужественные. Они же полярники — и не с такими сложностями сталкивались во время других экспедиций. И наверняка каждый из них пережил хотя бы одну зимовку в Антарктике.
Я думаю, что им даже не грозит обморожение, поскольку сейчас там не должно быть шторма. Даже если они работают на палубе при такой низкой температуре. Единственное, что может в этой ситуации беспокоить, так это само судно. От его конструкции зависит безопасность людей. В этих широтах зимой царствуют паковые льды, которые могут просто раздавить “Магдалену”.
Я хочу пожелать ребятам удачи и поддержать их семьи в эту непростую минуту.
Самое интересное
-
-
«Собьют борт №1»: спецслужбы западной страны заподозрены в планировании теракта против Путина
-
Силовики нашли убийцу российской певицы
-
Одесса взорвалась: бунт выходит из-под контроля — ТЦК без трофеев, военкоматы в огне
-
Стало известно о желании Рубио ужесточить санкции против России
-
«Владычица морей» дозрела до возвращения аннексированной территории законному владельцу
Что еще почитать
-
«Дранг нах Остен»: четвертый рейх направил войска к границам России
-
До или после завтрака: названо правильное время чистки зубов утром
-
8,2 триллиона: мертвые деньги Родины
-
«Сердце не прятал за спины ребят»: друзья и коллеги рассказали о погибшем комбате Сергее Сердитове
-
По следам Тодоренко и Успенской: Ревва стал россиянином
В регионах
-
Народные приметы на 22 мая 2025 года: что нельзя делать в день Николая Чудотворца
-
Новый закон примут после случая с разводом погибшего на СВО рязанца
-
Тульская область пережила самую массовую атаку дронов с начала СВО
Тула -
Народные приметы на 21 мая 2025 года: традиции и запреты дня Иоанна Богослова
Улан-Удэ -
«СпортБыстрых»: Как дети Забайкалья получили возможность развиваться
Чита -
В Тульской области мобильный интернет «вырубило» после ночного налета БПЛА
Тула