Взрыв роковых обстоятельств
Гибель “Курска”: главный военный прокурор — специально для “МК”
Даже незаряженное ружье может один раз выстрелить. Именно так охарактеризовал то, что случилось на подлодке “Курск”, главный военный прокурор Александр Савенков в эксклюзивном интервью “МК”. Руководитель ГВП уверен, что после ознакомления потерпевших и их адвокатов с материалами дела ни у кого не останется сомнений в объективности следствия.
Еще в пятницу Генпрокурор России Владимир Устинов сообщил, что АПЛ “Курск” стала жертвой несчастного случая, произошедшего не по вине людей, а из-за технических неисправностей одной из учебных торпед. Вернее, торпеда, как утверждают материалы следствия, до погрузки на борт атомохода была исправна, и никаких нарушений при ее транспортировке людьми допущено не было.
Что же вывело торпеду из строя?
Известно, что на “К-141” прогремело два взрыва с разницей в две минуты. Первый произошел внутри 4-го торпедного отсека, где находилась учебная (т.е. без взрывателя) торпеда 65-76А. По данным следствия, это случилось оттого, что внутри торпеды стали происходить “нештатные” процессы: утечка перекиси водорода через микротрещины повлекла за собой необратимые химические реакции. Известно, что пероксид, если он негерметичен, способен самопроизвольно разлагаться на воду и кислород с выделением огромного количества тепла. Так и случилось на “Курске”. В корпусе торпеды образовались микротрещины, через которые пошла утечка перекиси водорода. Давление внутри торпеды увеличилось до 50 тыс. атмосфер — взрыв был неизбежен. Ударная волна достигла и остальных торпед, лежащих на стеллажах внутри первого отсека, — последовал второй взрыв.
И все же: почему взорвалась первая торпеда? Эксперты утверждают, что газотурбинные торпеды 65-76А при правильной эксплуатации надежны на 99%. На случай же разгерметизации капсулы с перекисью водорода предусмотрен специальный датчик, который непременно предупредит об утечке.
В случае же с “Курском” получается, что техника отказала дважды: произошла утечка пероксида и не сработал датчик. Вероятно ли это? И неужели от такого “несчастного случая” не застрахована ни одна субмарина, использующая торпеды подобного типа?..
Эти вопросы мы задали главному военному прокурору Александру Савенкову.
— Отчет экспертов, исследовавших торпеду, содержит 200 листов. Поверьте, это очень глубокое исследование, с которым в обязательном порядке будут ознакомлены все потерпевшие по делу. Кстати, все, что касается взрыва торпеды, не является секретным. И сроки ознакомления с делом не ограничены. Мы уже подготовили для потерпевших специальные помещения, где они смогут работать столько, сколько захотят. К секретным документам, а это 47 томов, будут допущены только те родственники, у кого есть допуск. Так что тут мы максимально открыты. Что же касается использования торпед такого типа на других подлодках, то по нашему указанию Главкомат ВМФ запретил их использование — именно в связи с этой трагедией.
— Возможно ли, что эта торпеда все же была с заводским браком или с истекшим сроком годности?
— Нет, эта торпеда была в полном порядке, и никаких нарушений при ее эксплуатации мы не выявили. Со сроком годности тоже все в порядке. Там еще и запас был. Другое дело, что проектировались торпеды такого типа полвека назад. Но время-то идет...
(Стоит вспомнить, что неприятности с торпедами 65-76А случались и раньше. Они эксплуатировались в нашей стране с 1948 г., и неприятные инциденты имели место в 1966 г. на Черноморском, а в 1970 г. — на Тихоокеанском флотах.)
— Значит, это все-таки, по-вашему, роковое стечение обстоятельств?
— И незаряженное ружье может выстрелить. Вот это такой же случай.
— После оглашения генпрокурором результатов расследования разные эксперты, в том числе и разработчики злополучной торпеды, уже высказали свое недовольство. Не боитесь судов?
— Я слышал, как по телевидению выступал представитель разработчиков, который утверждал, что торпеда не могла взорваться самопроизвольно. Он мне потом звонил и говорил, что интервью у него брали два месяца назад, а не после оглашения результатов экспертизы. Так что все это были телевизионные заготовки. Кстати, все заинтересованные предприятия также могут ознакомиться с выводами экспертов. Я думаю, после этого вопросов у них не останется.
— Вероятно, после ознакомления с делом родственники погибших моряков все же останутся неудовлетворенными и обратятся в суд. Возможно ли, что уголовное дело будет вновь открыто?
— Я полностью исключаю такой исход. Я уверен, что после того, как потерпевшие изучат дело, у них также не останется вопросов. Мы проделали огромный объем работ, и скрывать нам нечего. Это вообще первое уголовное дело такого масштаба, которое максимально открыто для всех.
Пока, впрочем, никто из потерпевших не уверен, что знакомство с материалами дела может что-то изменить. Их родные погибли, погибли нелепо, погибли по чьей-то вине — в этом они не сомневаются. Им недостаточно тех отставок, что были произведены среди командования Северным флотом. Они хотят знать правду. И Генпрокуратура обещает эту правду предоставить. Что ж, подождем еще. Терпением нас бог не обидел.
Еще в пятницу Генпрокурор России Владимир Устинов сообщил, что АПЛ “Курск” стала жертвой несчастного случая, произошедшего не по вине людей, а из-за технических неисправностей одной из учебных торпед. Вернее, торпеда, как утверждают материалы следствия, до погрузки на борт атомохода была исправна, и никаких нарушений при ее транспортировке людьми допущено не было.
Что же вывело торпеду из строя?
Известно, что на “К-141” прогремело два взрыва с разницей в две минуты. Первый произошел внутри 4-го торпедного отсека, где находилась учебная (т.е. без взрывателя) торпеда 65-76А. По данным следствия, это случилось оттого, что внутри торпеды стали происходить “нештатные” процессы: утечка перекиси водорода через микротрещины повлекла за собой необратимые химические реакции. Известно, что пероксид, если он негерметичен, способен самопроизвольно разлагаться на воду и кислород с выделением огромного количества тепла. Так и случилось на “Курске”. В корпусе торпеды образовались микротрещины, через которые пошла утечка перекиси водорода. Давление внутри торпеды увеличилось до 50 тыс. атмосфер — взрыв был неизбежен. Ударная волна достигла и остальных торпед, лежащих на стеллажах внутри первого отсека, — последовал второй взрыв.
И все же: почему взорвалась первая торпеда? Эксперты утверждают, что газотурбинные торпеды 65-76А при правильной эксплуатации надежны на 99%. На случай же разгерметизации капсулы с перекисью водорода предусмотрен специальный датчик, который непременно предупредит об утечке.
В случае же с “Курском” получается, что техника отказала дважды: произошла утечка пероксида и не сработал датчик. Вероятно ли это? И неужели от такого “несчастного случая” не застрахована ни одна субмарина, использующая торпеды подобного типа?..
Эти вопросы мы задали главному военному прокурору Александру Савенкову.
— Отчет экспертов, исследовавших торпеду, содержит 200 листов. Поверьте, это очень глубокое исследование, с которым в обязательном порядке будут ознакомлены все потерпевшие по делу. Кстати, все, что касается взрыва торпеды, не является секретным. И сроки ознакомления с делом не ограничены. Мы уже подготовили для потерпевших специальные помещения, где они смогут работать столько, сколько захотят. К секретным документам, а это 47 томов, будут допущены только те родственники, у кого есть допуск. Так что тут мы максимально открыты. Что же касается использования торпед такого типа на других подлодках, то по нашему указанию Главкомат ВМФ запретил их использование — именно в связи с этой трагедией.
— Возможно ли, что эта торпеда все же была с заводским браком или с истекшим сроком годности?
— Нет, эта торпеда была в полном порядке, и никаких нарушений при ее эксплуатации мы не выявили. Со сроком годности тоже все в порядке. Там еще и запас был. Другое дело, что проектировались торпеды такого типа полвека назад. Но время-то идет...
(Стоит вспомнить, что неприятности с торпедами 65-76А случались и раньше. Они эксплуатировались в нашей стране с 1948 г., и неприятные инциденты имели место в 1966 г. на Черноморском, а в 1970 г. — на Тихоокеанском флотах.)
— Значит, это все-таки, по-вашему, роковое стечение обстоятельств?
— И незаряженное ружье может выстрелить. Вот это такой же случай.
— После оглашения генпрокурором результатов расследования разные эксперты, в том числе и разработчики злополучной торпеды, уже высказали свое недовольство. Не боитесь судов?
— Я слышал, как по телевидению выступал представитель разработчиков, который утверждал, что торпеда не могла взорваться самопроизвольно. Он мне потом звонил и говорил, что интервью у него брали два месяца назад, а не после оглашения результатов экспертизы. Так что все это были телевизионные заготовки. Кстати, все заинтересованные предприятия также могут ознакомиться с выводами экспертов. Я думаю, после этого вопросов у них не останется.
— Вероятно, после ознакомления с делом родственники погибших моряков все же останутся неудовлетворенными и обратятся в суд. Возможно ли, что уголовное дело будет вновь открыто?
— Я полностью исключаю такой исход. Я уверен, что после того, как потерпевшие изучат дело, у них также не останется вопросов. Мы проделали огромный объем работ, и скрывать нам нечего. Это вообще первое уголовное дело такого масштаба, которое максимально открыто для всех.
Пока, впрочем, никто из потерпевших не уверен, что знакомство с материалами дела может что-то изменить. Их родные погибли, погибли нелепо, погибли по чьей-то вине — в этом они не сомневаются. Им недостаточно тех отставок, что были произведены среди командования Северным флотом. Они хотят знать правду. И Генпрокуратура обещает эту правду предоставить. Что ж, подождем еще. Терпением нас бог не обидел.
Самое интересное
-
-
Операцию в Сибири и Мурманской области лично контролировал Зеленский
-
Зарубежным мессенджерам в России приходит конец: с 1 июня правила пользования меняются
-
Марков: атака на стратегическую авиацию России является основанием для применения ЯО
-
"Черная неделя" для Зеленского и громкие заявления британцев: что происходит вокруг Украины в последние дни
-
«Удар, скрежет, очнулась на полу»: пострадавшая при обрушении моста на поезд рассказала, что пережили пассажиры
Что еще почитать
-
В крушении поезда под Брянском погибла женщина-врач из Москвы, ее двое детей госпитализированы
-
Выяснилась биография погибшего машиниста пассажирского поезда «Климов-Москва»
-
Установлена картина крушения поезда «Климов-Москва»
-
Сексолог рассказал, как сохранить радость от сексуальных отношений после 55 лет
-
Детали драмы на севере Москвы: убийцу девушки расстрелял молодой актер
В регионах
-
Вознесение Господне 2025: традиции, приметы и красивые картинки со словами поздравления
-
Народные приметы на 30 мая 2025 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи
-
Вместо ремонта деньги – в карман: Совладельцев ТГК-14 задержали за мошенничество
Чита -
Народные приметы на 31 мая 2025 года: что нельзя делать в день Федота Овсяника
Улан-Удэ -
Народные приметы на 1 июня 2025 года: что нельзя делать в день Ивана Долгого
Улан-Удэ -
День города 2025 в Хабаровске: полная программа мероприятий
Хабаровск