Петька встречает Чапаева на вокзале. Тот во фраке, в руках трость слоновой кости и саквояж из крокодиловой кожи — полный фунтов стерлингов…
— Василий Иванович! Откуда деньжищи?
— В карты выиграл в английском клубе. Играем в очко. Я банкую. Лорд берет карту и говорит: двадцать одно. Я — ему: показывай! Он аж побледнел весь: что значит “показывай”?! Мы тут все джентльмены! Мы друг другу верим на слово…
— Понятно, говорю. С тех пор мне как поперло…
Этот анекдот не про покер. Этика покера предполагает высокие моральные нормы, основанные на принципах джентльменства и рыцарства. Возьмем простой пример.
Дилер ошибся и отдает банк не тому игроку, у которого лучшая комбинация, а его противнику. Реальный победитель не видит своей победы, а противник не возражает против огромного банка, который незаслуженно (и неожиданно) получает. Вы не участвуете в игре. Каковы ваши действия?
На катране закон — тайга: “схавал — давись”. В покере — неэтично промолчать. Игрок обязан сделать все возможное, чтобы восстановить справедливость. У меня лично такая ситуация случилась в Питере в покерном клубе “Конти”. Причем дилер ошибся в пользу моего близкого товарища, а пострадавшей стороной был человек, которого я видел в первый раз. Я несколько секунд боролся с искушением промолчать: в конце концов я не обязан был смотреть на стол и мог также не заметить ошибки. Мне не хотелось портить отношений с товарищем — ему мое вмешательство стоило бы нескольких тысяч долларов. Но сам-то я знал, что я вижу ошибку и обязан сказать! И я сказал. Мой товарищ придерживался несколько иных этических норм и был огорчен. Разгорелся жаркий спор. К моему удивлению и досаде, большинство было не на моей стороне.
Но сути дела это не меняет. Я бы поступил именно так, если бы даже весь мир считал иначе.
Славным парнем быть выгодно
Я в этом совершенно уверен, хотя такой довод в вопросах чести может показаться смешным. Если быть честным было бы выгодно, все негодяи немедленно стали бы честными. Дело в другом: имидж этичного, вежливого, порядочного человека рождает в людях симпатию к вам. Им не очень хочется обижать вас, обыгрывать. Сама обстановка за столом становится дружеской, а процесс игры — приятным времяпрепровождением, а не войной на уничтожение.
Несколько простых правил
Хотя покер сам по себе — занимательная игра, он сохраняет свою прелесть только в том случае, если играется гладко и быстро — без задержек и проволочек. Большая доля ответственности за хорошую организацию игры лежит на клубе и дилере. Но многое зависит и от самих игроков. От их понимания этики игры.
Чтобы каждый игрок понимал, чего от него за покерным столом ждут другие, а чего не ждут ни в коем случае, мы попытаемся сформулировать ряд правил, которых следует придерживаться, чтобы не потерять партнеров, не быть удаленным из-за стола или не прослыть грубияном, кляузным партнером или, что еще обиднее для игрока, лохом стопроцентным.
Не тяните время!
Далеко не в каждой сдаче вы будете бороться за выигрыш банка. Наиболее частым (и правильным) решением будет пас. А это значит, что большую часть времени за игрой в покер вы проведете в роли стороннего наблюдателя. В минуты пассивного ожидания вам будет хотеться, чтобы ваши партнеры играли как можно быстрее.
Хорошо бы, чтобы вы помнили об этом своем желании и тогда, когда играете сами, а другие ждут. Доброжелательное отношение к спасовавшим партнерам не должно, конечно, помешать вам сделать паузу, когда необходимо принять ответственное решение, когда нужно хорошенько подумать, все взвесить, посчитать варианты. В таких случаях достаточно сказать: “Минуточку, пожалуйста!” — и никто вам слова не скажет: думайте себе на здоровье. Но по мере возможности действуйте быстро.
Став хорошим игроком, вы сумеете по-настоящему оценить временной фактор: за одно и то же время вы сыграете больше сдач и, следовательно, выиграете больше (так как преимущество сильного игрока сказывается в длительной игре). Ваш опыт и знания, почерпнутые в книгах и статьях о покере, дают вам преимущества именно в быстрой игре, когда многие решения не нужно искать за игровым столом: они являются домашними заготовками.
Соблюдайте очередность
В покере любые действия происходят по часовой стрелке, строго по очереди. Внеочередные действия игрока (даже если это заявка “пас”) не только привносят в размеренный порядок игры дезорганизующее начало и демонстрируют неуважение к устоям. Они могут дать значительное и несправедливое преимущество одному игроку перед оставшимися в игре оппонентами.
Например, если вы выбросили карты раньше времени, партнеру, который сидит перед вами, легче блефовать. Это будет не очень честно по отношению к тем, кто сидит после вас и уже решил не делать ставку. То же позиционное преимущество вы дадите одному в ущерб другому, если демонстративно приготовитесь пасовать. Следите за игрой! Сохраняйте невозмутимость до своей заявки.
Попытки увидеть чужие карты
Если человек держит карты таким образом, что они видны кому-то еще, то отворачиваться игрок не обязан. Но специально вытягивать шею или наклонять голову, чтобы увидеть закрытую карту противника, считается неэтичным. Уместно пожаловаться всему столу, если вы видите, что кто-то из игроков имеет возможность пользоваться нелегальной информацией.
Весь свод этических норм покера вы можете найти на сайте www.pokerage.ru, а пока разрешите предложить вам задачку из области этики покера.
Вы подходите к столу, где играет ваш товарищ. Он в раздумьях: на столе огромный банк 50000 рублей. На него идет большая ставка. Ему нужно поставить все свои деньги — 20000. Если проиграет, ему придется покинуть стол (денег больше нет). Он показывает вам свои A8 червей и предлагает сыграть с ним пополам. Ваши действия?
СЛОВАРЬ ПОКЕРНЫХ ТЕРМИНОВ
ЛИМИТ СТАВОК — предельное количество фишек, которое игрок может поставить в банк в одном круге торговли. По величине максимальной ставки различают:
• безлимитный покер (no limit)
• ограничение “не больше банка” (pot-limit)
• лимитированный покер, в котором минимальная ставка отличается от максимальной в 2—4 раза.
РАЗГОВОРЫ ЗА СТОЛОМ — любые обсуждения текущей сдачи или выражения эмоций крайне нежелательны. Особенно со стороны спасовавших игроков. Самый типичный случай — обнаружение скинутых карт. Если в холдеме на флопе открылись три восьмерки, а вы своими вздохами и всем своим видом показываете, что сбросили восьмерку, то кому-то из участников игры вы помешаете изобразить каре.