МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Таллин дрейфует в Европу

Сколько стоит жизнь в столице Эстонии

“ЭВ” продолжает цикл материалов об экономических изменениях в жизни жителей столиц бывших республик СССР. Сегодня рассказ — о Таллине. Ни слова о памятнике, правительственной политике и национальных претензиях.

Первые впечатления

Говорят, что в советские времена в Прибалтику приезжали как на экскурсию в Европу. Тут все было не так, как, например, в Москве. Маленькие чистенькие улочки, вежливые люди, вкусные продукты и непривычное обслуживание в общепите. Сейчас те, кто приезжает в Эстонию, попадают в настоящую Европу. По крайней мере в страну, которая является членом Евросоюза. Те, кто помнят Таллин советским, и те, кто видит его европейским, уверенно говорят: город очень сильно изменился.

Особенно это заметно в центре. Надо отдать должное эстонцам: Старый город с его Ратушной площадью остался практически нетронутым. В центре города появились новые магазины и торговые центры в несколько этажей. Но все они расположены в старых зданиях, и владельцы обязаны всеми силами сохранять исторический облик. Несколько лет назад на главной улице Старого Города — Виру — решили построить современный торговый комплекс. Споров было огромное количество. В итоге сошлись на том, что новое здание должно идеально вписываться в общую картину. Задумка была хорошей, исполнение — так себе. В итоге на улице Виру появилась домина нелепого вида. Много стекла и дерева, а не бетона, как это модно сегодня.

Деловая же часть Таллина меняется каждый год. Появились небоскребы, мегасупермаркеты, гостиницы. Строительство не прекращается ни на день. Такого количества “зданий для бюро” в эстонской столице никогда не было. Строительство торговых площадей значительно опережает строительство жилья. За время с момента восстановления независимости не появилось ни одного нового микрорайона. Хотя это можно объяснить тем, что Таллин не такой уж и большой город — всего-то около 400 тыс. человек.

С чем в столице Эстонии напряженка, так это с дорогами. Возросшие доходы населения, а также обилие банковских услуг по части кредитования населения привели к тому, что автомобилей стало настолько много, что все они уже не помещаются на маленьких и не готовых к такому наплыву авто дорогах. Пробки стали нормальным явлением. Кроме того, благодаря ежегодной и внушительной помощи ЕС, в Таллине каждое лето начинают грандиозный ремонт или реконструкцию существующих магистралей. В итоге пробки на время ремонта становятся еще больше.

Транспорт

Хотя все познается в сравнении. Если для москвичей солидная пробка — это та, в которой простоял пару часов, то для таллинцев это время измеряется минутами. “Полчаса ехал по центру!” или “Вместо 20 минут доехал из одного конца города в другой за час!” — такие фразы можно услышать от эстонских водителей. Кстати, в отличие от дорог, которые меняются медленно, автопарк столицы сменился довольно быстро. “Лад” и “Москвичей” тут уже не увидишь. Исключительно иномарки. Причем не самые старые. Нет тут и знаменитых автобусов “Икарус” — их заменили новенькие “Скании”, местной, тартуской сборки. На общественный транспорт, будь то трамвай, троллейбус или автобус, — единая стоимость талона. Если покупаете в киоске — 10 крон (22 рубля, 1 крона — 2,2 рубля. — “ЭВ”), если у водителя — 35 руб. О транспортной системе Таллина стоит сказать отдельно. Обыкновенные бумажные проездные тут уже не в почете. Уже три года, как столица Эстонии перешла на так называемый e-pilet — электронный билет.

В Эстонии самым главным документом является вовсе не паспорт (он только рейсовый документ), а ИД-карта — пластиковая карточка с чипом, на который записана вся информация о человеке. Именно на эту карточку и покупается билет. То есть он виртуальный. В свою очередь, у каждого контролера есть специальное считывающее устройство. При контроле он вставляет карточку пассажира в устройство, и на экране сразу возникает информация о том, есть ли проездной у данного индивида или нет. Электронный билет в Таллине можно купить несколькими способами: или в киоске, или через интернет-банк, или прямо в транспорте при помощи мобильного телефона. Причем есть несколько видов билетов: на час, на день, на три дня и на месяц или квартал. Кроме того, существуют льготы на проезд для школьников, студентов и пенсионеров. Бумажные билеты предназначены для гостей города или для тех нерадивых жителей, у которых до сих пор нет ИД-карты. Злые языки уверяют, что власти вводом электронного билета попыталась хоть как-то оправдать введение в обращение самих ИД-карт, которые по большому счету оказались ненужными. Тем не менее к такой системе уже привыкли.

Жилье

Примерно четыре года назад в Таллине начался покупательский бум. Банки начали выдавать кредиты на выгодных условиях. Причем каждый банк старался перещеголять конкурентов. Дошло до того, что купить квартиру стало возможным при минимальных доходах. Естественно, это тут же отразилось на цене за квадратный метр. В итоге сегодня один “квадрат” на первичном рынке (новые жилые дома — редкость, но все же встречаются) стоит от 76000 руб. на окраине и до 195000 руб. в центре. Еще одно существенное отличие от московских новостроек: ни одному эстонцу в голову не придет купить квартиру без отделки!

Что касается вторичного рынка недвижимости, то в последнее время квартиры начали немного дешеветь. Слишком много желающих продать старое жилье с прицелом на более лучшие условия. Цены тут колеблются от 50 до до 100 тыс. руб. за метр. И все же, несмотря на очень льготные условия получения кредита, не все могут его получить. Особенно трудно приходится молодежи. Правда, есть у столичной мэрии своя программа “500 квартир Таллину”, но что такое 500 квартир, которые строятся уже несколько лет? Да, кроме того, получить их может вовсе не каждый, а лишь определенные группы населения: инвалиды, выпускники детских домов или многодетные семьи.

Рынки ушли в прошлое

Последние 5—7 лет в Таллине активно появляются новые и новые торговые центры. В Эстонии они называются гипермаркетами. Цены здесь даже ниже, чем на рынках, а потому народ отоваривается именно здесь. Для каждой группы населения — свои гипермаркеты. Богатые люди совершают покупки в финском универмаге “Стокманн”. Он единственный в Таллине и расположен практически в центре. Для людей со средним достатком существуют три основные сети: RIMI, SELVER и PRISMA.

Для тех же, кто экономит буквально на всем, есть еще две сети магазинов, в которых цены на самые основные товары совсем небольшие. Достигается это за счет того, что на относительно маленькой площади есть практически все. Тут нет ярких и красивых прилавков, а продукты зачастую находятся прямо в картонных коробках.

Впрочем, если требуется купить хороший кусок мяса, то народ едет именно на рынок. Эстония всегда славилась своими молочными продуктами. Гордится она может и по сей день. Все эстонское — вкусное. Причем с тех пор, как наступила независимость, расширился ассортимент продуктов питания.

Об эстонских сырах можно говорить долго и, главное, вкусно. Самый знаменитый — Atleet. В Москве “Атлет” с жирностью 50% можно купить даже дешевле, чем в Таллине, где он стоит от 160 до 240 рублей (если в нарезку). Кроме того, если выбирать из всего обилия эстонских сыров, то обязательно нужно попробовать Vene juust (“Русский сыр”) и Eesti juust (“Эстонский сыр”). В принципе это два разных вида: мягкий и твердый, но оба вкусные и недорогие. Ну и напоследок следует попробовать кусочек Hiirte juust (“Мышиный сыр”) — не разочаруетесь.

Колбасы. Тоже отдельная и вкусная тема. Только никогда не надо покупать национальную кровяную колбасу Vere vorst (хотя на вкус и цвет, как известно, товарищей нет). При покупке колбасы нужно обращать внимание на производителя и цену. Колбаса дешевле 70 рублей — ерунда. Вкусная колбаса стоит от 100 руб. за кг. Особенно ценится продукция заводов Rakvere, Saaremaa и Ныо. У эстонцев очень популярна колбаса под старым названием “Докторская” и Juustuvorst (“Сырная колбаса”).

Еще эстонская кухня славится пивом и рыбой. Первого в Эстонии — хоть залейся. Более 30 видов янтарного напитка из разных пивоварен. Самым популярным считается продукция Сакуского пивзавода Saku Originaal. Один бокал этого пива на Ратушной площади стоит 250 рублей, в баре же на окраине можно получить удовольствие и за 120 рублей. А если зайти в магазин, то это же пиво продается по 35 рублей. Только ни в коем случае не ходите с бутылками по улице — немедленно подойдут полицейские: в Эстонии запрещено распитие алкоголя в общественных местах.

Про эстонскую рыбу надо писать или все, или ничего. Ее очень много. И видов, и продуктов из нее. Например, только одной соленой селедки можно насчитать около 20 вариантов: с петрушкой, с укропом, с пряностями, в масле, в большом количестве масла, без масла, малосоленая, чуть замаринованная, в сметанном соусе, в горчичном, в карри...

Ну и, заканчивая тему еды, нельзя не вспомнить про замечательный ликер Vana Tallinn. Он теперь тоже в разных модификациях продается. Классический (45 и 40 градусов), на апельсине и “дамский со сливками” (20 градусов). Стоит от 500 руб. в экспортной упаковке под старину и 150 руб. без нее.

Что касается одежды, то и тут большинство покупателей предпочитает эстонское. Хотя это как посмотреть. Например, фабрика “Балтика” шьет из иностранной ткани по иностранным же лекалам. Понятно, что такие костюмы будут стоить намного дешевле аналогичного товара из той же Англии, но все же дорого. Хороший эстонский костюм обойдется в 20 тыс. рублей. Правда, если прийти в специализированный магазин при фабрике, то можно все то же самое купить дешевле.

Отдых

С чем никогда в Эстонии не было проблем — с досугом. Гастроли западных звезд уже не редкость. О российских и говорить не приходится. Еженедельно в Таллине проходит концерт какой-нибудь знаменитости. А если вдруг нет концерта, значит, приехал на гастроли российский театр. Билеты — удовольствие дорогое. Если хороший театр приехал, то место в партере обойдется тысяч в пять. Эстрадные звезды не отстают. Если же звезда артиста уже на закате, то и билеты будут от 300 рублей. Впрочем, российские исполнители уже примелькались в Таллине, эстонцам хочется чего-нибудь западного. Звезды Европы тоже приезжают, тем более что и выступать есть где: несколько лет назад появился огромный спортивно-концертный холл — его построили аккурат к “Евровидению”, когда эстонцы выиграли этот конкурс.

Если же нет желания идти на концерт — добро пожаловать в различные дискотеки и бары. Последних в Таллине — великое множество. Особенно в Старом городе. Понятное дело, что в этих вычурных и дорогих заведениях тусуются исключительно иностранцы, которым нравится вкус эстонского пива — самого популярного напитка.

Работа

Поход в эстонские магазины в последнее время стал пыткой. Обычной стала картина: огромные очереди в кассы. Народ стоит злой, недовольный. Все возмущаются: почему из 20 касс работают только пять? Дело вовсе не в том, что все кассиры бездельники, — их просто не хватает. В каждом магазине висит объявление: примем на работу кассиров. Эстонцы идти на эти должности не хотят: слишком мало платят (около 9000 руб.). А русских не всех берут: языковая инспекция не дает. Если нет достаточного знания эстонского языка, то не быть тебе кассиром.

Ощущается нехватка рабочих рук и на самом крупном на сегодняшний день предприятии Таллина — заводе “Элкотек”. Тут собирают различную технику и комплектующие к электронным приборам. Эстонцы и сюда не хотят идти, а русские приходят, но быстро уходят: работа очень тяжелая. Парадокс: при острой нехватке рабочей силы в Эстонии 5,3% жителей — безработные. Объясняется это вовсе не тем, что русских не берут на работу (работу на 9000 руб. найти всегда можно), а отсутствием специалистов.

Представители титульной нации стремятся стать руководителями среднего звена. Русский с паспортом эстонского гражданина может рассчитывать на приличную работу в фирме. На госслужбе он карьеры не сделает. Самые одаренные пробиваются лишь до советника министра. Все же самые ответственные посты принадлежат эстонцам. Нет ни одного министра-неэстонца.

Бизнес

Таллин процветает за счет туризма. Особенно популярна столица Эстонии у финнов. Дорога от Хельсинки до Таллина занимает всего пару часов. А алкоголь в Эстонии стоит в несколько раз дешевле. Вот и приезжают по субботам финны, которых в Таллине иначе как “лосями” и не называют, оттянуться на выходные. Вечером в субботу в Старом городе слышна исключительно пьяная финская речь.

После финнов на втором месте туристического списка стоят россияне. Наши приезжают туда в основном на праздники. Под Новый год мест в гостиницах нет: русские занимают все. Подстраиваясь под клиентов, даже самые элитные отели устраивают теперь “русские новогодние вечеринки”. От наплыва россиян выигрывают не только отели, но и таксисты, которые за одну новогоднюю неделю делают приличные деньги.

Кроме сезонных туристов, в Таллине постоянно швартуются круизные лайнеры. Сотни туристов на несколько часов заполоняют собой центр Таллина и сувенирные лавки. В последнее время столица Эстонии завоевала славу страны, где прекрасно развит секс-туризм, так что сюда потянулись и любители острых ощущений.

Но туризм — все же не главная статья доходов. “Транзит” — волшебное слово. Еще с советских времен тут остался прекрасный грузовой порт, которым пользуются по сей день. Транзитные деньги льются бальзамом на бюджет Эстонии. Кстати, по некоторым слухам (громко об этом предпочитают не говорить), транзитный бизнес в Эстонии принадлежит российским бизнесменам. Так что никакого “экономического давления” со стороны России ждать не приходится — самим невыгодно.

Экономика в цифрах (цены в руб.)

Средняя зарплата — 15 тыс.

Средняя пенсия — 7 тыс.

Средняя стоимость 1 кв. м. жилья — 60 тыс.

Средний чек в кафе — 400

Билет на проезд в транспорте — 22—35

Билет в кино — 100—600

Билет на концерт — от 250

1 кг мяса — от 150

1 кг хлеба — от 15

1 л молока — 15

1 кг колбасы — 70—200

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах