19 февраля в Армении прошли выборы, на которых уверенную победу одержал лидер парламентского большинства, премьер-министр республики Серж Саркисян. А затем начались попытки разыграть в стране «оранжевый» сценарий, закончившиеся известными драматическими событиями.
Мы стали свидетелями того, как, казалось бы, стабильное армянское общество переживает процесс разобщения и поляризации. И архитектором этой процесса выступает проигравший выборы Левон Тер-Петросян, бывший президент Армении, возглавлявший страну в 1990 годы. Это время прочно ассоциируется с нищетой, разрухой, темнотой, войной, более того - с процессами, опасными для существования армянской государственности. Общественным сознанием он воспринимался как «Человек, который предал интересы страны». Он был и Узурпатором власти, ибо, по убеждению многих, отобрал ее у законно избранного в 1996 году Вазгена Манукяна. Но он был и Неудачником, потому что не смог эту власть удержать.
Технологии, использованные Тер-Петросяном на этих выборах, понятны и очевидны. Не имея реальной «истории успехов», он выбрал единственно возможный путь – штурм инстинктов и эмоций электората.
Политтехнологи сработали. Короткий, массированный, эмоциональный блицкриг к сердцам потенциальных избирателей был относительно успешен. Однако, в рекордный срок завоевав симпатии 20 процентов электората, Тер-Петросян понимал, что эти симпатии ему одолжили как аванс. Аванс нужно было отрабатывать, и шоу началось. Будем справедливы, 63–летний ветеран политической сцены вложил в представление все, что смог собрать в своем былом репертуаре. В ход пошли и поднятые вверх кулаки, и крики «Миацум» (единение), и лозунг «Борьба до конца». Все это обильно сдабривалась методиками НЛП, массовыми заклинаниями типа «Мы победим!» и прочее, прочее. В течение 10 дней после выборов Тер-Петросян устраивал своим сторонникам политический перфоманс. Посиделки у костра, зажигательные речи, соленые грубые шутки (так греющие сердце простому человеку), совместные трапезы и танцы. Танцы без конца, танцы с флагами и без оных, танцы, зажигающие толпу.
Целых десять дней демонстрантам-протестантам внушалась, что еще немного, и законная власть отступит, а герой представления на белом коне въедет в президентский дворец. Но любому представлению приходит конец, и этот конец должен был пощекотать нервы зрителям. Настало время предъявить обещанное или неизбежно быть освистанным. И Тер–Петросяну разгон собственной публики стал нужен как воздух: исполнители и зрители начали уставать друг от друга.
Да и раздражение жителей Еревана, далеких от желания митинговать, позабыв про обязанности, дела и родных, раздражение той цыганщиной, что творилась в центре столицы, дошло до точки кипения. Стало понятно – власть должна использовать законные силы, чтобы навести порядок. И то, что это произойдет, было ясно всем, и прежде всего Тер-Петросяну. Но он продолжал удерживать людей на площади, ему нужен был громкий финал.
Итог - беснующаяся толпа, мародеры на улицах, сожженные машины, разграбленные магазины, избитые милиционеры, и, что самое трагичное, - человеческие жертвы.
Введение чрезвычайного положения возможно не остановило бы этого человека. Но он не учел самого главного – позиции большинства граждан страны. Состоявшихся, дееспособных граждан, слой которых сформировался за 10 лет стабильного правления Кочаряна. Трезво оценивая достоинства и недостатки действующей власти, они прекрасно понимают, что только отсутствие потрясений, только предсказуемая политика дали им шанс реализоваться. Эти годы дали им уверенность и возможность гордиться собой – «Теми-Которые-Состоялись».
Тер Петросян встретил жесткий эмоциональный отпор именно от этих людей, что и стало решающим фактором, не позволившим уличным беспорядкам привести к социальному и политическому кризису.
Шоу закончилось, свет гаснет, зрители расходятся по домам.