МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Элла Памфилова рассказала в Госдуме про саботаж в Крыму и беженцев с Украины

Необходима государственная программа по обустройству мигрантов из зоны АТО

Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова рассказала в Госдуме о беженцах с Украины, о «коме проблем», который нарастает в Крыму, и о том, почему ей не очень нравится закон об «иностранных агентах». Депутатов же, как выяснилось, больше всего тревожат непатриотичные, по их мнению, правозащитники.

Фото: Михаил Ковалев

Речь должна была идти о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2013-м году, но так как этот пост тогда занимал ещё Владимир Лукин, г-жа Памфилова предпочла говорить о приоритетах своей работы. «Я категорически против того, чтобы девальвировать понятие уполномоченного по правам человека»,- заявила она, имея в виду предложения вслед за уполномоченными по правам детей и по правам предпринимателей назначить в России ещё и отдельных уполномоченных по правам инвалидов, по правам потерпевших от преступлений, и т.д., и т.п. «Нельзя на каждую проблему создавать уполномоченного, это путь в никуда, надо расширять возможности конституционного института, чтобы у него была возможность влиять на ведомства,»,- сказала г-жа Памфилова.

Её беспокоят «застарелые проблемы пенитенциарной системы в России, которая остается закрытой от общества и государства». Об этом говорилось недавно и на встрече с президентом. «Во многом пытки и жестокое обращение возникают из-за разбалансированности Уголовно-исполнительного кодекса, который иногда противоречит Уголовно-процессуальному кодексу», - считает уполномоченный.

Сразу несколько депутатов задали вопросы о порядке формирования общественных наблюдательных комиссий (ОНК) в местах лишения свободы. «Независимые правозащитники не пускаются туда, а бывшие сотрудники правоохранительных органов и самой ФСИН повально включаются в состав ОНК», - сказал, в частности, Антон Ищенко (ЛДПР). «Вот и у вас в аппарате есть бывший генерал ФСИН Валерий Глазунов», - упрекнул он г-жу Памфилову. «Я категорически против «охоты на ведьм» и запретов по признаку профессии, и силовик - не диагноз и не приговор, и он может стать правозащитником, а Глазунов прекрасно работает, хотя и генерал», - ответила уполномоченный. На состав ОНК она повлиять сможет лишь в том случае, если будут внесены изменения в закон об общественном контроле...

Ещё один закон, который нужно, на её взгляд, поправить - об «иностранных агентах». Недавно он был дополнен и наделил Минюст правом по своему усмотрению записывать НКО в «агенты». «Очень слабое место - процедура внесения в реестр «агентов», - объяснила г-жа Памфилова: «Сейчас нет стимула у НКО, чтобы переходить с иностранного финансирования на российское, потому что клеймо агента на организации остается навсегда».

Но депутатов не беспокоили проблемы правозащитных организаций, попавших в злополучный реестр. Совсем наоборот: у них, насколько можно судить по содержанию заданных вопросов, на правозащитников большой «зуб». «У нас зарегистрировано более 3 тысяч НКО, которые финансируются из-за рубежа. Запад продолжает критиковать Россию, рассказывая страшилки о нарушении прав человека в России. Что делать, чтобы разрушить эти стереотипы?»- спросил Владимир Афонский («ЕР»). «Я полагаю, нам нет смысла работать на экспорт. Если мы будем заниматься своими проблемами - ситуация будет меняться. А с партнерами с Запада надо вести принципиальный и честный разговор, у нас есть общие ценности, потому что мы подписали ряд международных документов, в том числе «Декларацию прав человека», но есть определенные нюансы, связанные с нашими традициями, с которыми надо считаться», - ответила г-жа Памфилова.

«Как обстоят дела с перестройкой в мозгах правозащитников, чтобы они понимали, что они настоящие не тогда, когда их хвалят на Западе, а когда они работают в регионах и занимаются прежде всего не политическими, а социальными правами граждан?» - продолжил тему Александр Тарнавский («СР»). «Перестройка в мозгах нужна всем, у нас очень много бед от репрессивного мышления, - не сдавалась Элла Александровна, - иногда и депутаты очень сложные проблемы пытаются решить примитивными ограничениями, а их так не решишь. Не надо загонять проблемы вглубь, у людей должен быть выход, возможность проявить свое недовольство. А правозащитников у нас очень мало, и это движение надо развивать».

«Почему их голос по Украине практически не слышен, а когда были события с «Пусси райот» или Ходорковским, поднималась истерия?» - ещё раз продолжил тему Ярослав Нилов (ЛДПР). «Правозащитники у нас такие, какие есть. Наша задача - расширять поле для их работы, новые организации поощрять», - услышал он в ответ.

Что касается Украины - 13 июня, по словам г-жи Памфиловой, она едет в Харьков на встречу со своей коллегой в Верховной Раде Валерией Лутковской, там будут и российские, и украинские правозащитники. Задача встречи - «попробовать промониторить ситуацию с правами человека на юго-востоке Украины». Списки участников встречи с российской стороны пока ещё только составляются, позднее сказала г-жа Памфилова журналистам.

«Почему комиссар ООН по делам беженцев не посетил районы юго-востока Украины? Почему Красный крест не занимается проблемой?» - поинтересовался Анатолий Карпов («ЕР»). Г-жа Памфилова сказала, что 19 июня встретится и с российским представителем управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, а сама она знает ситуацию «не понаслышке». Что касается числа беженцев - их поток в последние два-три дня стал нарастать очень быстро, пока людей в основном разбирают родственники и знакомые в разных российских регионах, но необходима государственная программа, которая позволила бы решить многочисленные проблемы, и президенту РФ об этом уже доложено.

Среди предложений уполномоченного по правам человека - использование закона об упрощенном порядке получения российского гражданства «носителями русского языка» для легализации тех украинцев, которые хотят осесть в России и работать здесь.

Но прежде всего надо отменить региональные квоты на предоставление статуса беженцев и выдачу видов на жительство, сказала г-жа Памфилова: в Белгородской области, к примеру, квота уже исчерпана (4 тысячи человек в год), а люди продолжают приезжать. Проблемы есть и в Москве: буквально вот-вот в приемную уполномоченного обратилась приехавшая с Украины семья, которой в столичном отделении ФМС дали направление в убежище для беженцев, но посоветовали прийти в сентябре, потому что денег нет - закончились.

Беженцы усугубляют и без того непростую ситуацию в Крыму: «Две с лишним тысячи там разместили, как могли, но там много полуразрушенных зданий осталось в наследство, Крымом никто же не занимался.» Есть среди тех, кто приехал в Крым с Украины и мошенники, которые хотят просто бесплатно отдохнуть, но не они составляют львиную долю потока, рассказала г-жа Памфилова журналистам.

Хотя уполномоченный выразила готовность ответить на вопросы по Крыму, ни один из депутатов эту тему не затронул. Но на основании сказанного с трибуны в зале заседаний и позднее - в беседе с журналистами - картина вырисовывается не очень радостная.

«Ком проблем, к сожалению, нарастает»,- такой вывод сделала г-жа Памфилова. Одна из главных на данный момент - проблема получения российского гражданства 50 тысячами проживавших в Крыму на момент присоединения без постоянной регистрации. Среди «оказавшихся в безвоздушном пространстве» - те, у кого на полуострове дачные участки, собственность, и студенты, уехавшие учиться в Киев или Харьков. Закон о присоединении Крыма и Севастополя не дает таким людям права на получение гражданства РФ в автоматическом порядке - им сначала надо в суде доказать факт проживания на полуострове.

Но «ФМС достались старые, допотопные крымские службы, которые на 20 лет отстали от российских, люди там не умеют работать в современных условиях, что порождает агрессию и хамство, техническое обеспечение ужасное». Сначала эти оказавшиеся вне закона люди стоят в очереди по три дня в паспортные столы, переписываясь, потом узнают, что им надо в суд, а суды, которые, как правило, решают дело в пользу заявителей, с потоком дел тоже не справляются - г-жа Памфилова намерена даже просить главу Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева направить в Крым выездные коллегии. Заплатить пошлину в 400 рублей, чтобы подать заявление в суд - тоже было проблемой: банков мало, очереди там тоже огромные. Правда, удалось достигнуть договоренности о том, чтобы суды брали заявления без квитанции об уплате пошлины.

Пока ФМС не выдворяет оказавшихся без российских документов людей за пределы РФ - подписано специальное соглашение между этим ведомством и и.о. главы республики Cергеем Аксеновым. Г-жа Памфилова считает, что правительство своим постановлением могло бы продлить срок пребывания на территории РФ до года без выезда за её пределы - чтобы дать им время оформить документы.

Среди других крымских проблем - «большие проблемы с медицинским обслуживанием»: раньше при больницах и медучреждениях были полулегальные фондики, средства из которых делились между врачами, теперь их все ликвидировали, «и пошел саботаж»...

Не заработал механизм регистрации и перерегистрации собственности - ряд предприятий не могут пройти по разным причинам перерегистрацию, люди там не получают зарплату, а иногда просто увольняются в результате банкротства, «огромное напряжение в связи с этим». Больше 2 тысяч украинских банков закрылось, и нарастает ещё и «беловоротничковая безработица».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах