МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперты назвали основные причины деградации российской авиационной отрасли

Засилье иностранных самолетов, снижение доли на мировом рынке

Отечественная гражданская авиаотрасль последние десятилетия деградирует. В стране нет единого государственного органа, который бы отвечал за разработку и реализацию стратегии развития гражданской авиации. Обо всем этом говорили участники публичной экспертной дискуссии, которая состоялась в Москве в пресс-центре ОСН. Корреспондент «МК» разбирался в доводах экспертов.

Фото: en.wikipedia.org

По мнению бывшего замминистра гражданской авиации СССР, Заслуженного пилота Советского Союза Олега Смирнова, считать великой авиационной державой Россию уже нельзя. Такой она была вплоть до 1990 года. В подтверждение он привел пугающие цифры:

-К 1990 году наша Гражданская авиация имела 16 тысяч летательных аппаратов. Из них – ни одного западного, - сказал эксперт. - Мы первыми в мире начали летать на сверхзвуковых пассажирских самолетах. Наши самолетостроители ежегодно выпускали по несколько типов новых воздушных судов, которые поставлялись в 40 стран. К 1990-му году мы перевозили по 140 млн пассажиров ежегодно, американцы - около 200 млн, так как у них население больше. В прошлом 2019 году мы перевезли 128 млн. То есть за последние 30 лет не сумели даже выйти на уровень 1990-го года. А американцы в прошлом году перевезли 850 млн человек. Китай, которому в 1990-м до нас было далеко, в прошлом году перевез 600 млн пассажиров.

Олег Смирнов напомнил, что в 1970 году наша страна стала членом Международной организации Гражданской авиации (ИКАО), где сегодня состоят 120 государств. На церемонии вступления глава ИКАО тогда отметил: «Мы, конечно, единогласно проголосовали за вступление СССР в ИКАО потому, что он имеет 20% мировых объемов перевозок».

-Сегодня, - заявил Олег Смирнов, - мы перевозим 1% .пассажиропотока. Вот кем мы были и кем стали.

Его поддержал другой авиаэксперт, председатель Совета директоров ОАО «Аэросила» Александр Книвель, который считает: чтобы вернуть себе статус великой авиационной державы, Россия в первую очередь обязана выполнять требования ИКАО.

-В последнее время мы словно забыли, что являемся членами ИКАО, - заявил Книвель. - Мы доиграемся до того, что нашим авиакомпаниям вообще запретят полеты в Европу и США, как это было уже в 2000 году, когда туда запретили летать самолетам советской разработки.

Книвель напомнил, что в 2013 году вышло 19-е Приложение ИКАО к Конвенции о Международной гражданской авиации, где выдвинуты требования по безопасности полетов, которые Россия не выполняет. Он пояснил:

-Это программа безопасности полетов, финансируемая государством, и это единый орган, который отвечает за безопасность полетов в стране, а также установленный приемлемый уровень безопасности полетов, к которому страна стремится. У нас ничего этого нет до сих пор. Цель, которую ставит глобальный план ИКАО по безопасности - к 2030 году в мире не должно быть ни одной катастрофы. Допускаются только авиапроисшествия без человеческих жертв. Россия бесконечно далека от этой цели и даже не решает ее. Все это может закончится тем, что нас могут «заключить» в границах нашей страны.

При этом эксперты все же не ставят крест на возрождении российской авиационной отрасли, считая, что база, заложенная в советский период настолько мощная, что от нее еще можно оттолкнуться.

-Однако того, что имели в самолетостроении до 1990-го года, мы уже никогда иметь не будем, - считает Олег Смирнов. - Самолетостроение – самый сложный вид инновационной научно-технической деятельности. Сложнее только космос. 30 лет не заниматься самолетостроением, а потом вдруг начать выпускать конкурентные самолеты – такое просто невозможно. Инженеров нет, конструкторов нет. Мы вынуждены смириться с тем, что основную массу авиационной техники мы будем иметь западную. В этом ничего страшного нет. Мир сейчас открыт, а Россия – не Северная Корея. Но мы должны попытаться занять свою нишу в мировом самолетостроении, чтобы не потерять компетенции окончательно.

Хотя, считает эксперт, «мы до того уже деградировали, что когда президент недавно спросил у авиачиновников, какой самолет для малой авиации вы можете предложить, наш министр промышленности больше ничего не смог вспомнить, кроме самолета – аналога Ан-2. Эта машина, которая была сделана больше 70 лет назад».

Однако, считают эксперты, надежд на возрождение авиации страны терять все же нельзя. И первые робкие шаги в этом направлении уже сделаны.

-Работа по МС-21 движется в правильном направлении, - считает Олег Смирнов. - Потом тяжелый самолет, который мы планируем делать с Китаем на базе нашего Ил-96. Его будет строить Китай. Работа идет во всю. Почему они делают это свободно? Да потому, что равнодушны к тому, будет ли он покупаться в мире или нет. В Китае собственный огромный авиарынок. И мы должны так же относиться к себе. Будущее есть. Мы с вами самая большая страна в мире с территорией в 17 миллионов квадратных километров. При этом на 60% этой территории нет ни автомобильных, ни железных дорог. Если у страны не будет авиации, то не будет и России.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах