Четырехдневный блицкриг главы Минпромэнерго Виктора Христенко по США закончился. Из Америки он привез сенсацию, которую на родине пока еще мало кто оценил. Штаты не только становятся нашим партнером по борьбе с терроризмом, но и готовы к полномасштабному экономическому сотрудничеству. Не только в сырьевой сфере, а даже в производстве самолетов. В роли главного лоббиста россиян в Новом Свете выступил президент США.
В первый же день американского турне Христенко и К° (группу поддержки из крупняка российского бизнеса) принял у себя Джордж Буш — хотя в официальной программе значилась лишь встреча с советником президента по экономическим вопросам Хабардом. По словам очевидцев встречи, Буш сказал, что ему “очень нравится Россия и лично президент”. При этом он постоянно не соглашается с тем, что ему говорит Путин, а Путин — с тем, что ему говорит Буш. “Но главное — что мы это все говорим друг другу”. И призвал россиян вкладываться в американскую экономику: “Лучше с нами, чем с китайцами!”.
“Отмашку” Буша тут же подхватила американская бизнес-элита, и Христенко везде встречали как желанного гостя. Особенно когда речь заходила о нефти и газе. Пробная газовая партия уже поступила в американские порты. И не исключено, что скоро танкеры с Сахалина будут ходить туда с регулярностью электричек. А российская нефть “Юралс” может пополнить знаменитые стратегические резервы США.
Разрулив топливные вопросы в Вашингтоне и Хьюстоне, Христенко отправился в сердце американского автопрома Детройт и “штаб-квартиру” “Боинга” в Сиэтл. Где наша авиакомпания впервые после 1999 года купила у авиаконцерна два новых самолета. (Большинство из трех десятков летающих в России американских машин куплены на вторичном рынке.) Контракт на покупку грузовых лайнеров Boeing-747-400ER в присутствии министра был заключен. Первый “грузовик” россияне получат в 2007 году, второй — еще через год, в 2008-м. В ответ американцы пообещали допустить россиян к участию в производстве “Самолета мечты” — нового коммерческого пассажирского самолета Boeing-787, первые поставки которого заказчикам намечены на 2008 год. Наши конструкторы будут участвовать в проектировке ключевых элементов нового лайнера. Большой объем работ передан японцам, которые будут собирать у себя крылья новой машины, выполненные из новых композитных материалов. Для перевозки их на завод окончательной сборки под Сиэтлом компании потребуются мощные грузовые самолеты. И как один из вариантов транспортировки американцы рассматривают наши “Ан-124” “Русланы”, которыми владеет российская авиакомпания…
Вернувшись из США, Христенко едва успел поменять “тревожный” чемоданчик. В понедельник его уже ждут в Лондоне, а вернется в Москву он через Пекин, Комсомольск-на-Амуре и Благовещенск.