Фактически для обеспечения собственной безопасности Россия должна быть готова выполнять в Средней Азии и Закавказье ту же роль, что сейчас играет Франция в Западной Сахаре. В первую очередь своим присутствием стабилизировать обстановку, а при крайней необходимости осуществлять военное вмешательство. Но поскольку речь идёт о суверенных государствах, для этого нужны соответствующие основания, договоренности. На большей части территории постсоветского пространства это возможно в рамках Организации Договора о Коллективной Безопасности. Однако, Азербайджан и Узбекистан в ОДКБ не входят, но при этом с точки зрения России находятся сейчас «в зоне риска». Поэтому различные механизмы интеграции предлагаются им на уровне Совета министров стран СНГ.
Собственно, помимо подведения итогов совместной работы за уходящий год и плана на будущий, в четверг в Москве обсуждались в первую очередь именно такие соглашения. Например, речь шла о создании и развитии Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, об Объединенной системой ПВО, систему государственного радиолокационного опознавания «Пароль», обмен данными между метеорологическими службами Вооруженных сил стран СНГ и так далее.
Но все эти инструменты, конечно, особо серьезного значения не несут. Это как раз скорее «стабилизация через демонстрацию присутствия». Более значимые вопросы обсуждались на двухсторонних встречах в рамках форума, проходивших за закрытыми дверями. Серегй Шойгу беседовал с коллегами из Азербайджана, Армении, Казахстана и Киргизии – дольше всего с последним. Говорили и про вывод последних американских военных с аэродрома Манас, и о расширении российского контингента на авиабазе в Канте, и о поставках оружия для киргизской армии.
- Особое значение сегодня все-таки имеет наша готовность к выводу коалиционных сил из Афганистана в 2014 году. Задача эта непростая, возникает много рисков и много разных угроз, — пояснил Шойгу свое отдельное внимание разговору с генерал-майору Таалайбеку Омуралиевым.