— Такой проект имеет право на жизнь только в том случае, если его реализацию возьмет на себя государство. Ни одна коммерческая структура не станет брать на себя такие риски. Сумма разработки и выпуска колеблется от десяти до нескольких десятков миллионов долларов. Однако не думаю, что такая игра завоюет популярность в мире. Стоит рассчитывать только на российский рынок, — высказывает прогнозы вице-президент компании разработчика и издателя компьютерных игр Дмитрий Архипов.
По его словам, начинка у такой игры может быть какой угодно, а вот принципы, судя по прототипу, должны остаться. Действия в режиме онлайн, огромное количество пользователей и непрогнозируемый исход игры. Главными действующими лицами будут игроки, и кто победит — Золотая орда или Киевская Русь, будет зависит именно от них. А какое при таком раскладе изучение истории?
С педагогической точки зрения полезность таких игрушек для школьников тоже довольно сомнительна. О своем опыте рассказывает программист и учитель истории Маргарита Фролова:
— Когда я только начинала, у меня тоже была такая идея — соединить обучающий элемент и высокие компьютерные технологии. Но, немного поработав с детьми, я поняла, что этого делать нельзя. Одно дело — обучающие программы и объемные компьютерные модели, и совершенно другое — азартная компьютерная игра.
По мнению Маргариты Львовны, такой яркий компьютерно-игровой формат сильно отвлекает от сути самой истории. Цифровая мишура не дает ребенку сосредоточиться на важном, отводя главенствующую роль картинкам и спецэффектам. Кроме того, такой подход на развивает широту взглядов у школьника, предопределяя колею сюжетом игры.
Примерно такого же мнения придерживается и кандидат психологических наук, детский психолог, работающий с компьютерными играми, Алла Кремлева. По ее словам, такие игрушки не могут быть полезны для детей. В их основе лежит отвлечение школьника от реального мира и завлечение его в придуманный.
— Игровые элементы очень хороши при обучении. Но не в таком формате, когда упор делается на азарт, убийства, демонстрацию силы, напряженное развитие событий. World of Warcraft — это не тот базис, на который нужно полагаться. Переориентировать игру, чтобы она приносила пользу, а не вред, будет очень сложно. Нужно сменить жанр, — рассказывает психолог.
Как считает Кремлева, поскольку игра основана на исторических событиях, то нужно строго соблюдать эпохи, последовательность событий и действующих лиц. Игра должна заставлять рассуждать, а не просто бездумно выполнять задания.