Подобная тенденция относится и к такому направлению деятельности, как корпоративная социальная ответственность (КСО). Российские компании, как и раньше, охотно презентуют себя как ответственных игроков, понимающих всю важность благотворительной и социальной работы. Однако под КСО все чаще понимаются не столько масштабные инвестиции в социальную сферу или какие-то громкие проекты, сколько налоговые отчисления и хорошая зарплата c социальным пакетом для сотрудников.
Такой подход — в некоторой степени лукавство со стороны бизнеса, поскольку определение термина КСО зафиксировано в действующем с прошлого года ГОСТ Р ИСО 26000:2012 — «Руководство по социальной ответственности». Согласно принятому стандарту, социальная ответственность — это вклад в устойчивое развитие общества, ответственность за воздействие на общество и окружающую среду. Круг основных направлений социальной активности компаний, согласно стандарту, включает в себя такие области, как права человека (в том числе трудовые), забота об окружающей среде, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями, и участие в жизни и развитии местных сообществ.
Российских компаний, реализующих проекты по всем направлениям КСО, пока не так много. Еще меньше тех, кто под понятием КСО подразумевает не только раздел на корпоративном сайте с весьма расплывчатыми формулировками, но и готов открыто и подробно рассказывать о своих проектах в этой сфере.
К числу компаний, разделяющих «официальный» подход к КСО, можно отнести АФК «Система». В последние месяцы компания была на слуху из-за громкой истории с домашним арестом ее основного акционера Владимира Евтушенкова и арбитражного разбирательства вокруг акций ОАО «Башнефть» — нефтяной компании, входящей в «Систему», акции которой суд постановил вернуть государству. Тем не менее «Система» является одним из самых щедрых благотворителей. Об этом свидетельствует недавно опубликованный отчет компании об устойчивом развитии за 2012 и 2013 годы. В многостраничном документе подробным образом описывается стратегия и принципы компании в сфере КСО. Мы попросили прокомментировать этот официальный документ пресс-службу АФК «Система».
— Расскажите об основополагающих принципах социальной ответственности, изложенных в отчете?
— Один из важнейших принципов заключается в том, что мы предпочитаем инвестировать в те бизнесы, которые наряду с инвестиционным доходом могут принести пользу обществу, экономике, экологии, повысить качество жизни в целом. Если же бизнес перспективный, но имеющий существенные риски, связанные с экологией, персоналом или регионами присутствия, мы можем принять решение не инвестировать. Активы, в которых создана эффективная система корпоративного управления, развиты экологический менеджмент и HR-политика, при прочих равных являются для нас более привлекательными.
— В АФК «Система» входят самые разные активы: телекоммуникации и связь, нефть и энергетика, оборонные технологии и девелопмент. Действуют правила и принципы КСО в дочерних компаниях?
— Одной из важнейших задач компании является гармонизация деятельности всех наших «дочек», а также создание единых стандартов в сфере КСО. Для решения этой задачи мы проводим ежегодный аудит КСО-проектов всех дочерних компаний. В рамках аудита оценивается целесообразность и эффективность проектов с точки зрения их соответствия задачам КСО каждой отдельной компании и возможностей, которыми та или иная компания располагает. Социальные инвестиции осуществляются по четырем основным направлениям: культура и искусство, образование и наука, спорт, социальное развитие.
— Какие существуют особенности работы в сфере КСО именно в вашей компании?
— Характерное отличие нашей работы в данной сфере в том, что мы оказываем поддержку проектам, имеющим новаторский характер, зачастую работая в сферах, ранее не попадавших в поле зрения спонсоров и благотворителей. Среди таких проектов, например, программа по работе с талантливыми детьми «Лифт в будущее», программы по повышению интернет-грамотности «Сети все возрасты покорны» и «Дети в интернете» и многие другие. Крупные социальные проекты реализуют все дочерние компании: МТС, «Башнефть», РТИ, БЭСК и др. Кроме того, с 2003 года работает собственный благотворительный фонд. Рассмотрение заявок и принятие решения о распределении средств фонда осуществляется ежегодно на заседании его попечительского совета, который формируется из представителей головной компании и ее дочерних структур. Среди проектов фонда можно назвать поддержку Русского музея и Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль», сотрудничество с Русским географическим обществом и Высшей школой управления и инноваций МГУ. Общий объем средств, направленных фондом на поддержку социальных и благотворительных проектов, приближается к 2 млрд руб.
В нынешних условиях необходимо, чтобы число представителей бизнеса, понимающих важность направления средств на социальные и общественные проекты, росло. Особенно во времена нестабильности нельзя отказываться от того, что приносит реальную и ощутимую пользу обществу.
Никита ЩЕГЛОВ.