МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Старшеклассников будут учить по Конфуцию

«Тройки» превратят в «пятерки»

Намеченное на 2020 год внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов столкнется с серьезными трудностями. К такому решению пришли участники научно-практической конференции «Перспективы введения ФГОС полного среднего общего образования».

Фото: Сергей Иванов

Главная сложность, связанная с внедрением новых стандартов для 10–11-х классов, подчеркнула Наталья Любомирская — директор лицея Высшей школы экономики, где уже сейчас проходит апробация нового ФГОСа для старшеклассников, обитает не в финансовой сфере, а в умах учителей и учеников. Переход на новый стандарт предполагает полное изменение их ролей — переход от привычного руководства учителя к сотрудничеству, помощи, которую он будет оказывать ученику в учебе. Это очень сложно — особенно для педагогов, десятилетиями привыкших играть роль наставника. Между тем новый стандарт превращает ученика в активный субъект (в не пассивный объект) образовательного процесса. А в рамках этой парадигмы он будет играть с учителем практически на равных.

Другой камень преткновения — предусмотренная новым ФГОСом индивидуальная траектория обучения. «Дети в старших классах уже знают, какие предметы им понадобятся после окончания школы, а какие нет. И это, — подчеркнула педагог, — необходимо учитывать при завершении общего образования. Пичкать всех подряд всеми предметами на едином, повышенном уровне — бессмысленно: все равно ими будут заниматься лишь те, кто выберет этот ЕГЭ. Можно, конечно, игнорировать реальность, продолжая формальное преподавание предметов, которые ребята не воспринимают. Но тогда неизбежно начинается профанация и обман. А он имеет колоссальные негативные последствия — прежде всего для самих детей».

В отличие от нынешнего новый ФГОС для старшеклассников предусматривает значительную свободу выбора нужных предметов и уровня их изучения, делая основную ставку на метапредметный подход, развитие личностных способностей учащихся, критического мышления и умение решать поставленные задачи. Все это было известно великому китайскому философу Конфуцию еще в 5-м веке до н.э. «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать самому — и я научусь», — говаривал он. Однако на школу при таком раскладе ложатся дополнительные сложности, и сведение индивидуальных учебных планов для всех учеников еще не самое трудное, хотя и это нелегко: «То, что нам предстоит делать в образовании впредь, резко отличается от того, что мы привыкли делать сегодня. И новый стандарт закрепляет эти изменения», — подчеркнула Любомирская.

Изменится в соответствии с новым ФГОС и система оценивания, разъяснила она «МК»: «Новый стандарт предусматривает, что школа разработает свою систему оценивания знаний учащихся. Например, мы ввели систему самооценки некоторых работ, при которой ребята ставят себе отметки, а учителя и одноклассники выступают как эксперты. И не забывайте: «тройка» по новому ФГОСу — оценка положительная, означающая вполне приличный уровень знаний. А «четверка» и «пятерка» — повышенный, сверхуровень, тогда как сегодня троечник считается «серостью» и часто можно услышать: «Уж лучше двойка, чем тройка».

Еще одна колоссальная проблема — ЕГЭ в его нынешнем виде. Это чистый продукт нынешнего — знаниевого, — а не нового — компетентностного — подхода. Вот и получится, что детей при переходе на новый стандарт будут учить в одной парадигме (формирование компетенций, в том числе метапредметных), а экзаменовать в другой (ставка на запоминание). Чтобы избежать этого, надо срочно менять КИМы ЕГЭ. А это огромная работа, которая еще и не начиналась. Не все ясно и с пресловутым метапредметным подходом. Сильным детям овладеть им не составит особого труда. А вот у средних и особенно слабых учеников могут возникнуть серьезные проблемы, констатировал научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. И как с этими быть, никто не знает.

Наконец, составить сегодня индивидуальные расписания для старшеклассников профильной школы получается только в одном случае: если пренебречь всеми мыслимыми и немыслимыми санитарными нормами, сведенными в СанПиНы. На уровне единичных, пилотных школ это пока проходит. Но массовых нарушений, неизбежных при всеобщем переходе на новые ФГОСы в 2020 году, проверяющие инстанции не потерпят. Значит, придется либо менять нормы, либо по старой отечественной традиции лукавить — жить по одним правилам, а проверяющим предъявлять другие.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах