В 2018 году никаких серьезных изменений в содержании единого госэкзамена не будет. Однако со следующего года в систему итоговой аттестации войдет ЕГЭ по китайскому как пятый иностранный язык по выбору. На данный момент, уточнил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, «завершена трехлетняя работа по подготовке к проведению ЕГЭ по китайскому языку: создана технология сдачи как его письменной части, так и устной, подготовлены необходимые измерительные материалы, проведена подготовка кадров. И мы готовы ввести его».
Это нововведение коснется десятков тысяч российских школьников — ведь китайский язык сегодня изучают во многих школах крупных городов (во главе с Москвой), а в дальневосточных регионах — практически повсеместно.
Одновременно завершается подготовка к проведению ЕГЭ по информатике на компьютерах, так что от бумажной технологии его сдачи мы скоро уйдем. Полностью разработана и модель устного экзамена по русскому языку для ГИА в 9-х классах. Окончательно решено, что это будет собеседование как допуск к итоговой аттестации, который уже в апреле опробуют во всех регионах страны.
Расширится и проведение Всероссийских проверочных работ — ВПР. В этом году они пройдут в 4-х, 5-х, 6-х, 10-х и 11-х классах, а в течение следующих двух лет - по всем классам и всем предметам, по которым есть итоговая аттестация. Одновременно пройдет первое национальное исследование качества школьного образования по физвоспитанию.
Так, серьезным проверкам в первую очередь подвергнут школы, показавшие необъективные результаты по итогам ВПР и ГИА-9, в то время как для остальных число проверок сократится на треть. И это еще не все. В начале текущего учебного года каждый региональный министр образования получил поименный список учащихся, получивших «липовые» медали и дипломы победителей ряда олимпиад.
Пройден, по заверениям чиновников, и пик массовых проверок вузов. Причем, этому можно верить, ибо ряды проверяемых тают на глазах: из имевшихся у нас на 1 сентября 2013 года 2605 вузов сейчас уцелели лишь около 1100, а количество филиалов частных вузов и вовсе сократилось с 523 до 56, т. е. в 10 раз!
Впрочем, обеспечение выпускников школы бюджетными местами в вузах останется на прежнем уровне: 530 тыс. на 2018 год или 57 бюджетных мест на каждую сотню выпускников. Это означает, что бесплатно сможет выучиться в вузе каждый второй.
А вот с чем дело точно швах, так это со строительством новых мест в детских садах и школах. Чтобы изжить в школе 2-ю смену, уже к 2025 году президент повелел создать 6,5 млн таких мест. В прошлом году из-за безденежья создали лишь около 55 тысяч, что явно недостаточно. Однако сейчас продолжающееся недофинансирование усугубилось новой президентской инициативой создания дополнительных мест еще и в яслях (по данным Счетной палаты в очереди в группы для детей в возрасте от 2 мес до 3 лет сейчас стоят более 220 тыс. российских семей). А это уж и вовсе нереально. Васильева уже дала понять, что выполнение указа придется «корректировать», дипломатично связав это с превышением реальных темпов рождаемости над запланированными. Однако глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов назвал вещи своими именами: «Сильное недофинансирование образования бюджетными средствами не позволяет решить поставленную президентом задачу по переводу школы на работу в одну смену. Да и высшее образование страдает: только на ремонт рушащихся потолков вузам необходимы 54 млрд руб. А этих денег нет нигде!»