МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Советский ас рассказал о нелегальном полете Юрия Гагарина над Парижем

«Ты только перед полетом потемнее очки надень для маскировки»

Март обозначил рубежи жизни первого покорителя космоса Юрия Гагарина. В марте он родился и в этом же месяце спустя всего 34 года погиб. Кажется, его короткая и такая яркая биография хорошо известна, досконально изучена. Но все-таки есть еще пробелы, искажения. В распоряжении «МК» оказались воспоминания одного из советских воздушных асов о том, как ему довелось однажды организовать космонавту №1 нелегальную прогулку на вертолете над Парижем.

Василий Колошенко с Юрием Гагариным в Ле Бурже, 1965 г. Фото: Из Личного архива семьи В.Колошенко

Эх, если бы не та загадочная авиационная катастрофа 1968-го! Он ведь еще мог бы жить среди нас. Юрию Алексеевичу сейчас исполнилось бы 89 — вполне достижимый по нынешним временам возраст. Увы, судьба распорядилась по-другому. Так что нам вот уже на протяжении более полувека остается только по крупицам собирать факты, рассказывающие о разных эпизодах гагаринской жизни. Год от года таких находок по вполне понятным причинам становится все меньше. Тем ценнее материалы, которые предоставила корреспонденту «МК» Людмила Васильевна Лисина — дочь заслуженного летчика-испытателя СССР, одного из лучших советских вертолетчиков Василия Колошенко.

Самого Василия Петровича не стало 8 лет назад, но в семейном архиве сохранилась видеозапись его воспоминаний. И среди них — рассказ о событиях 1965 года, когда Колошенко вместе с несколькими летчиками был командирован на знаменитый парижский авиасалон Ле Бурже. Там наши вертолетчики демонстрировали посетителям новые вертолеты, созданные ОКБ М.Л.Миля, — Ми-10, Ми-8, Ми-6.

Именно во Франции состоялась встреча Василия Колошенко с Юрием Гагариным, которого пригласили в Ле Бурже в качестве почетного гостя.

В.Колошенко: «Накануне отправки все экипажи советских самолетов и вертолетов собрал министр авиационной промышленности Петр Дементьев и строго предупредил: Гагарина к полетам не допускать! Не имеем права рисковать жизнью первого космонавта!»

В числе других советских летчиков во Францию прилетел коллега и близкий товарищ Василия Петровича Юрий Гарнаев — Герой Советского Союза, один из вертолетных асов страны.

В.Колошенко: «Гарнаев был хорошо знаком с Гагариным. Еще до старта Юрия Алексеевича в космос неоднократно его «возил на невесомость» (при подготовке космонавта проводились авиаполеты на режимах, позволяющих кратковременно имитировать состояние невесомости. — А.Д.). В результате они подружились. Поэтому когда Гагарин появился в Париже, конечно, не замедлил повидать старого знакомого. А Гарнаев представил космонавту меня — как командира экипажа вертолета.

Именно после этой встречи начались наши совместные парижские прогулки. Гагарину на все время его пребывания в стране компартия Франции выделила в круглосуточное пользование персональный автомобиль с водителем-коммунистом. Так что мы в свободное от программы авиасалона время много поколесили с Юрием Алексеевичем — объездили-обошли чуть ли не всю французскую столицу. А ведь полетать-то над Парижем, взглянуть на него сверху — это было бы тоже интересно…

Ми-6 на Парижском авиашоу в Ле Бурже. На нем и летал Юрий Гагарин. Фото: ru.wikipedia.org

Но существовал запрет министра Дементьева. Гагарин, узнав о нем, очень сокрушался: «За что же меня так?!» А я ему в ответ: «Ничего, полетаешь с нами». Он: «Так ведь выгонят вас с работы!» Возражаю: «У меня такой запас прочности после прошлых побед в Индии, что не выгонят!»…»

Тут следует пояснить, что Василий Колошенко, будучи летчиком-испытателем ОКБ М.Л.Миля, в начале 1960-х был командирован в Индию, где сумел показать «товар лицом» — продемонстрировать местным военным руководителям надежность советских вертолетов в самых запредельных условиях эксплуатации; в результате Индия закупила у СССР партию наших Ми, отказавшись от американских, английских и французских винтокрылых машин. Но вернемся к рассказу ветерана.

В.Колошенко: «Даю Гагарину инструкцию: «Ты только перед полетом потемнее очки надень для маскировки». Потому что популярность первого космонавта была огромная. Вот идем мы где-нибудь по улице, гуляем, но едва кто-то из встречных французов его узнал, воскликнул «Гагарин!» — и кончается наша прогулочная жизнь. Проезжающие мимо машины тормозят, люди со всех сторон сбегаются. Некоторые даже по крышам автомобильным пробираются, чтобы поближе к нам оказаться… До смешного доходило. Гагарин курил, и только бросит окурок, тут же несколько человек кидаются его подбирать. Самый проворный уносит окурок с собой. А потом некоторые на этом заработать пытались, выставляя на продажу такой сувенир: «Окурок Гагарина — 20 франков».

Так вот, инструктирую я Юрия Алексеевича: «Надень очки потемнее, подходи к нашему Ми-6 и незаметно проскользни в кабину пилотов».

Все в итоге так и получилось. Мы поднялись и отправились осматривать французскую столицу с воздуха. Полетали над Сеной, Елисейскими Полями, Нотр-Дамом… Наша воздушная прогулка длилась полчаса, после чего я зашел на посадку в Ле Бурже.

Выхожу из Ми-6 первым. И дернуло же воскликнуть: «Дамы и господа! Этим вертолетом в течение всего полета управлял первый космонавт планеты Юрий Гагарин!» А вокруг находилось человек 80 — тех, кто участвовал в демонстрационных полетах в качестве пассажиров. Все они сперва ошалели от неожиданности, воцарилось гробовое молчание. И тут из кабины пилотов появляется Гагарин. Окружающие сразу к нему бросились, подхватили на руки и начали подкидывать в воздух.

При этом, гляжу, самые проворные с его костюма пуговицы срывают — на сувениры… Ему тогда даже с брюк пуговицы поотрывали! Это уже совсем не смешно. Не хватало еще, чтобы космонавт при всем честном народе оказался без пуговиц на брюках! Но наши бортмеханики все-таки нашли для Гагарина выход из положения…

Юрий Алексеевич после этого полета все время был с нами — вертолетчиками. Помнится, он говорил: «Я даже не представлял себе красоты Парижа с воздуха! Давай еще раз слетаем!» Не знаю, доложил ли кто-нибудь об этой эпопее «наверх». Но я в итоге никакой взбучки от министра Дементьева не получил».

Рассказ Василия Колошенко «дезавуирует» информацию, которую можно встретить в некоторых источниках, о том, что якобы в 1965 году Гагарин лично «рулил» вертолетом во время воздушной экскурсии над Парижем. Теперь понятно, откуда появилась такая версия событий на авиасалоне Ле Бурже. «Виноватым» оказался, сам того не желая, советский ас-вертолетчик, о чем и сообщил годы спустя во время своего видеоинтервью.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах