Транзитная игла

Зачем России “воздушный мост” в Афганистан?

С этой недели вступает в действие соглашение о транзите американских военных грузов через российскую территорию в Афганистан. Договоренность об американском военном транзите стало едва ли не самым главным результатом визита президента Обамы в Москву этим летом.

Неоднозначность этого соглашения очевидна. Причем голоса скептиков слышны и с нашей, и с американской стороны. Кое-кто из российских экспертов сомневается, что полеты американцев над Россией ограничатся рамками чистого транзита, — и намекает на возникающие у янки возможности для ведения радиоэлектронной разведки на нашей территории. Американские пессимисты же винят Обаму в том, что тот идет на слишком большие уступки Москве, получая взамен не так уж критически важный “товар” в виде разрешения на воздушный транзит.  

Как бы то ни было, в первом приближении американцам этот транзит более выгоден, чем нам. Мало того что дополнение или альтернатива основным — очень ненадежным и небезопасным — маршрутам снабжения войск, проходящим через Пакистан, просто жизненно необходимо западной коалиции в Афганистане. Тем более что США увеличивают свое военное присутствие в этой стране — а значит, увеличиваются и потребности контингента, которые надо как-то удовлетворять. Новые транзитные маршруты, по которым в год будет совершаться до 4500 рейсов (транзит может осуществляться и коммерческими рейсами, и самолетами военно-транспортной авиации США), сэкономят правительству Штатов до $133 млн. ежегодно в виде расходов на топливо, обслуживание и другие транспортные издержки. Тем более что соглашение освобождается от уплаты транзитных сборов.  

Что же с этого имеет Россия? Право посадить любой самолет с транзитным грузом в Афганистан для коалиции и досмотреть его? Даже если им будут пользоваться, то какой с этого прок? Выгода может заключаться в том, чтобы подсадить американцев на транзитную “иглу” — и потом использовать ее как элемент дипломатического торга. И потом: при всех трениях между Россией и Западом именно на афганском направлении многие наши интересы совпадают.  

— Воздушный коридор для военных грузов, направляемых в Афганистан, — это определенный козырь в российско-американских отношениях, — считает заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр ПИКАЕВ. — И сильный элемент давления. К тому же Россия таким образом оказывает поддержку кампании в Афганистане, поскольку наша страна, как и Америка, совершенно не заинтересована ни в победе талибов, ни в коллапсе афганского государства. Участие России в транзите различных грузов в Афганистан гораздо шире, чем предусматривает соглашение о воздушном транзите. Действует железнодорожный транзит из Прибалтики через российскую территорию, далее через центральноазиатские республики — в Афганистан. Одна из российских компаний-авиаперевозчиков осуществляет перевозку грузов войскам коалиции с базы Диего-Гарсия в Индийском океане. Американцы используют также и транзитный путь через Грузию и Азербайджан, но транзит через Россию представляется более эффективным. Насколько можно судить, речь идет, скорее всего, о воздушном мосте с использованием баз в Германии — через Россию и Центральную Азию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру