Кто сказал “мяу”?

Юрий Куклачев: “Ельцин вручил мне орден за дружбу с кошками”

Кто он — дрессировщик, клоун, артист театра или просто человек, любящий и понимающий кошек? Имя Юрия Куклачева известно во всем мире. Его кошачий театр признан явлением феноменальным, подобное еще никто и никогда не делал. Труппа работает в центре двух крупнейших городов: в Москве, на Кутузовском, и на Бродвее, в Нью-Йорке. А сам мэтр отправился учительствовать в подмосковные Мытищи.


— Юрий Дмитриевич, что вы здесь делаете, что преподаете?

— Уроки доброты провожу. Я начал проводить их тридцать лет назад в Париже. Рассказывать о животных, показывать их. Я обратился тогда в наше Минобразования: “Давайте в России подобные проводить”, но мне сказали: “Фундаментальные науки нужны, а это все для детского сада”. А сейчас все увидели, как без доброты произошли быстрые изменения в обществе. Зло стало активно захватывать территорию. И детям не на что стало ориентироваться, опереться. В чем смысл этих уроков: через любовь к животным к сердцу ребенка мы находим путь. После этого с детьми можно разговаривать на очень серьезные темы. Мы говорим о самом главном — мы ведем их в духовный мир. Физика, химия, математика, физкультура — это все хорошо. Но самое главное, как я считаю, необходима психология — урок о душе. А основа души — доброта. Вот об этом-то мы и ведем с детьми разговоры.

— Все так просто?

— Да. У доброты есть свои друзья — честность, милосердие, справедливость и враги — зависть, трусость, злость. Это все чувства, это нельзя потрогать руками. Многие психологи говорят, что мы не понимаем, что это такое. Конечно, понять, что такое доброта, так сложно. Сейчас задача — поставить эти уроки на научную основу. Представляете, в один день по всей стране выйдут учителя и начнут проводить уроки доброты!

— Успехи видны сразу?

— Наши дети перебивались поначалу с “тройки” на “двойку”, там тяжелое наследие — папа алкоголик, но ребята изменились кардинально за 10 уроков. Я предлагаю конкретный разговор, например, об обиде. Оказывается, агрессия начинается с простого слова — “обиделся”. Обиделся и ищу, как отомстить. Весь талант, все способности устремляются сюда. Чистота — залог здоровья не только тела, но и мыслей, веры. Самое главное чувство во вселенной — любовь. Многие неправильно ее понимают. Надо детям со школы объяснить, что это такое, чтобы они не смешивали это слово со словом “секс”. Мы учим маленьких детей выбирать свой путь, свою профессию, каждый из них гениален, а свой путь им поможет найти их сердечко, главное — его спрашивать, советоваться. Сейчас у нас глобальная задача — сделать “Доброе Подмосковье”.

— Вы знаете, как воспитывать детей?

— Это самая сложная работа. Многие дети говорят, мол, хочу быть воспитателем, учителем, но своих детей я не хочу. Их уже с семи лет учат, что детей не надо иметь своих. Значит, она аборты будет делать? Надо, чтобы с самого детства девочка понимала, что самое большое счастье — это ребенок. У меня сейчас Анастасийка, внучка, родилась, и я думаю, какой я идиот! Ей девять месяцев, а мы свою дочку в девять месяцев бросили, отдали бабушке, уехали в Америку. Тупые и безмозглые были, молодые. Ребенку в этом возрасте необходима мама. Сын мой это уже знает — везде, куда бы ни ехал, берет с собой малышку. Наше будущее не в том, что мы будем больше нефти добывать, электричества производить, наше будущее — это наши дети. Какая будет власть, директора заводов, депутаты Госдумы — наша задача, чтобы они были добрые, отзывчивые, чтобы не допускали тех ошибок, которые мы видели в 90-х годах.

— У детей бывает какая-то непонятная зверская жестокость, часто неосознанная. Как с ней бороться?

— Просто дать погладить кошку, прикоснуться. Добиться крепкого рукопожатия — это говорит о том, что ты должен в жизни за себя отвечать, за все свои движения. Как доброту дать? Через кошку. Вот все думают, что я кошек дрессирую, что я их там угнетаю, мучаю, но попробуйте кошку заставить что-то делать, если она не хочет, — невозможно. Нужно кошку так погладить, чтобы она откликнулась, послушалась. На этом строится первый урок доброты.

— В театре тоже детей учите?

— Недавно с режиссером мы начали писать спектакль. Мы поняли, что писать о чем-то трудном, сложном невозможно. Поэтому у нас кошки садятся за парту, перед ними большая доска. Дети задают вопросы, а кошки отвечают и я вместе с ними — о любви и доброте. Меня без кошек не воспринимают. Я прихожу в школу, а ребята меня спрашивают: “А ты кто?” — “Юрий Куклачев”. — “А где твои кошки?” Поэтому надо обязательно с кошечками.

— Ну, а все-таки кошек воспитываете или дрессируете?

— Во всем мире кошка — это особое существо. Она не поддается дрессировке, если ты ее обидел, она тебя никогда не простит. Вот один из культурных телевизионных начальников, я не буду его называть, говорит, что Куклачев издевается над кошками. Но это надо быть больным и не понимать природу кошки. Обиженное животное подожмет хвостик, прижмет ушки, забьется в угол и никогда не будет работать. Даже когда кошку гладишь сзади — она кусается, а по головке — ластится. Это я применяю в работе. Этот принцип, я считаю, надо применять и на детях.

— Сами легко учились?

— Для меня школа была страшной обузой, потому что я не находил там себя. В цирковое училище пробился с седьмого раза. Но когда я поступил, то учительница по истории театра и литературы стала ставить мне “двойки”. Что такое? “А вы мало читаете, вас к концу года исключат”. Я побежал в библиотеку, взял список, а там: Эсхил, Лукреан, Еврипид, Шекспир, Мольер, и начал читать все подряд с шести часов утра. Сначала трудно, тяжело, а потом так втянулся. И я стал отличником. Я потом ей написал: “Спасибо вам за те “двойки”, которые помогли мне стать человеком”. Клоун — это философ, нужно искать, нужно думать, как рассмешить, для этого нужно изучить всю историю.

— Я знаю, что один из первых ваших педагогов был по фамилии Кис. Судьба?

— Это что. Первая учительница была Мурзик. Кис был уже в училище, а в цирке появился друг Кошкин.

— А ваша фамилия откуда взялась?

— В деревне, откуда я родом, делали кукол. Из мужчин остались только я и троюродный брат, живущий в Америке, его я нашел только через тридцать лет, а все остальные девочки. Я фамилию Куклачевых возрождаю, у меня два сына.

— Раз мы начали “от печки”, вы помните свою первую кошку?

— В детстве в доме у меня не было кошек. Первого своего маленького котенка я нашел на помойке — это был Кутька. Потом появилась Стрелка, затем собачка Паштет, кошка Ромашка. И тогда у меня появился номер с кошками.

— Как возникла идея театра?

— Девяностый год. Я такой активный комсомолец. Первый создал совместное предприятие: “Цирк Европа”. Потом я понял, что цирк — это хорошо, но мне нужен театр. Там слишком много людей, а люди имеют свойство предавать. Это я ощутил на собственной шкуре и понял, что надо работать с теми, кто не предает и верен до конца. У нас произошел конфликт, нас в Бельгии засудили, импресарио подал на меня в суд, и все от меня отвернулись. Дело в том, что я первый взял патент на звание “Московский цирк” в 1988 году. Сто лет был цирк, но название никто не запатентовал. Цирковое начальство посходило с ума. Меня объявили самозванцем. Все друзья пропали. Судились мы два года. Я выиграл. У меня были все документы и печати, международное право на имя. Я понял, что лучше работать с кошками. Они не предают.

— После судов — сразу признание?

— В 1993-м мы получили орден Дружбы за создание театра. Ельцин на вручении так и сказал: “За дружбу с кошками”. Недавно Международная ассоциация “Феномен” при ООН вручила нам “Оскара”. Они признали, что аналога нашему театру в мире нет. Есть номера с кошками. Около двадцати моих учеников сейчас работают в цирке. Номер 5—6 минут, а театра нет нигде в мире.

— Бывают кошки вредные, упрямые, иногда в домашних условиях и одну-то к лотку невозможно приучить, а у вас их сто двадцать!

— Ой, ну приучить к лотку не так уж и сложно. Но есть рекомендации, которые нужно обязательно выполнять, когда кошка входит в дом. Все вопросы воспитания описаны в моих книгах. Прежде чем воспитать кошку, воспитай себя.

— Откуда идет пополнение артистов? Кастинг с улицы?

— Нет, у нас сейчас своя “улица любви” в театре, где идет секс нормально, и свое артистическое потомство. Котики становятся актерами где-то за полгода.

— Вы хотите сказать, что кошки у вас не стерилизованные?

— Конечно, ведь если кошка не родит, она заболевает раком матки, а половозрелый период у моих девочек уже в год. Мужики нормально еще, у них все отрафировалось — и порядок. А кошки погибают все. Поэтому коты у меня тоже не кастрированные. Сразу после школьных весенних каникул театр закрывается на неделю-другую. Приспосабливаемся.

— Они же метят…

— Что поделаешь, инстинкты. В театре все помещения отделаны кафелем, легко моется. А так они живут в комнатах, ну а свой дом никто не метит, все привыкли, не дерутся. Вот новый мальчик появляется, его сразу окружают: “Ты кто?” — точно как у зэков, я все фильм хочу снять. Начинается выяснение отношений, кто кого, кто старший, у них расписано все четко.

— А если нет никаких талантов?

— Ну что поделать, дарим зрителям. Знаете, сколько по России, по Москве котов по имени Куклачев?! Хозяева звонят, рассказывают, как живут их подопечные.

— Сколько живут ваши артисты?

— Старший прожил у нас 25 лет. Сейчас одной кошке, Кастрюльке, из Британии привезли, 18 лет.

— Я слышала, что в Англию как раз вашу труппу не пустили?

— Да, Санветконтроль не пропустил. Набирали прямо с улицы, с нуля, приручали, воспитывали три месяца, чтобы с ними можно было выйти на сцену. Зато потом их всех привезли в Москву. Так появился второй состав труппы. Летать с кошками — большие сложности, кроме всевозможных прививок это большие деньги. Раньше перевезти одну кошку стоило три рубля, теперь двести пятьдесят долларов в Америку.

— По породам таланты как-то различаются, например, персидские кошки известны своей флегматичностью?

— Я бы не сказал. Единственное, что персы очень быстро умирают из-за мочекаменной болезни. Мы этот недостаток знаем, поэтому не даем сырого мяса, рыбу ни в коем случае, только специальный корм, содержащий птицу. И обязательно вместе с сухим кормом кошка должна выпивать литр воды в день.

— А приз за выступление?

— Когда поощряем, когда — нет. Они не за это работают, это вам не собачка.

— Артист занемог, выработался — что дальше, усыпляете?

— Нет, что вы. У нас сейчас работают три ветврача, целый ветеринарный центр. Лечим. Одному врачу нереально справиться со ста двадцатью кошками. Он должен каждый день посмотреть всем ушки, погладить, вдруг какая-то царапинка — обследовать. Вот уже три года у нас ни одной болезни.

— Как вы относитесь к новомодным кладбищам домашних животных?

— Очень хорошо. Я бы с удовольствием пришел на могилу к своей Стрелке — первой артистке, к Паштету моему. Посидел бы там. Ведь это какая-то часть моей жизни. Это очень правильное и хорошее дело — кладбища. А так, куда собаку? В помойную яму? Животное как член семьи. Это друг. Когда у нас в театре умирает кошка, все страдают, плачут…

— Как уживаются кошка с собакой в театре?

— Очень дружно. Кошка с собакой находят общий язык за день-два.

— Уже есть какие-то актерские кошачьи династии?

— Конечно, например, Борис такой активный кот, производитель, у него уже не одно потомство.

— Относитесь ко всем ровно или есть любимцы, звезды?

— Нельзя. Нужно ко всем одинаково. Так же, как учитель должен приходить в класс, не выказывая свою симпатию или антипатию. Надо всех любить. Ребенок, даже самый ущербный, должен почувствовать любовь учителя, чтобы на урок идти с радостью.

— Говорят, рыжие кошки приносят деньги, пестрые — счастье…

— Не знаю, пусть говорят, я не против. Лишь бы не обижали. Главное, что это умное животное, и если чувствует любовь твою, отвечает взаимностью.

— Курьезы с артистами случаются?

— Ой, много. Я даже и не знаю, какой вам рассказать, — их сотни. Например, у нас у второй Стрелки были котята. А кто-то случайно в цирке не закрыл клетку с медведем. Зверь пошел гулять. Чувствует, что-то за дверью шевелится, пищит, и сунулся. А кошка не раздумывает, это же бесстрашное существо. Сразу бросилась медведю в глаза, котят защищать. Он ее стряхнул, и — бежать с закрытыми глазами. Посшибал все: холодильники, стулья, пробил ворота и выбежал на улицу. А Стрелка с воплями за ним. Мишка залез на подъемный кран. Вызвали дрессировщика снимать. Пока он ехал, прибыла милиция: “В чем дело?” Объяснили: “Понимаете, кошка медведя из цирка выгнала”.

— Вы человек верующий, а церковь вроде как к животным не очень хорошо относится?

— Я такого не слышал. Кошка единственное животное, которому дозволительно заходить в православный храм. Вот если собака зашла в церковь, ее надо переосвятить, потому что первое что собачка сделает, это поднимет ножку. У кардиналов были кошки, как ни странно, Магомет тоже очень кошек любил.

— Эмигрировать никогда не хотелось?

— У нас долгосрочный контракт в Америке, поскольку мы там имели сумасшедший успех. Причем не в русской Америке, мы не работаем для эмигрантов. Мы работаем на Бродвее для американцев. Вот ездим по два месяца в году, как до этого пять лет ездили в Японию. Сейчас едем в Голливуд, нашим выступлением заинтересовался Шварценеггер, он тоже кошек любит. Работали в театре, которым владеет Роберт Де Ниро. Но это не говорит о том, что надо там остаться. Здесь моя страна, мой народ, дети, которым я нужен. Мне повезло, в 1973 году я первый раз выехал за границу, в 1976-м ездил за рубеж постоянно. И меня никогда там не привлекало, всегда очень сильно тянуло домой. Поработать там, что-то заработать нормально — можно. Но сегодня можно заработать и у нас.

— Вы миллионер?

— Я очень богатый, потому что у меня много кошек, дети, внуки — в этом мое богатство.


Справка “МК”

В 1977 г. Юрий Куклачев был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР, а в 1979 г. за постановку спектакля “Цирк в моем багаже” и исполнение в ней главной роли — звания “народный артист РСФСР”. Юрий Куклачев открыл первый в мире частный Театр кошек (“Кэт Хауз”). Во время гастролей в Париже театр был удостоен Золотого кубка и звания “Самый оригинальный театр в мире”. Куклачев — артист многожанровый. Он и жонглер, и эквилибрист, и каскадер, и фокусник, и дрессировщик. По убеждению самого артиста: “Клоун не тот, кто умеет смешить, а тот, кто умеет все делать”. Сейчас в труппе театра более 120 кошек и собак. В репертуаре театра 8 уникальных спектаклей: “Похитители кошек”, “Принц Щелкунчик и Крысиный король”, “Кошки-клоуны и любовь”, “Кот в сапогах”, “Кошки из Вселенной”, “Мои любимые кошки”, “Лебединое озеро”, “Школа доброты”. В Театре кошек вместе с Юрием работает его старший сын Дмитрий, сумевший побороть сильнейшую аллергию на кошек. Младшие дети Куклачева тоже выбрали творческие профессии: Екатерина — дизайнер, а Владимир — артист балета.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру