Тысяча и один вопрос про этно

Общественность обсудила возможности межнационального согласия в городе

Согласно опросам, около 60% москвичей ощущают межэтническую напряженность в городе. При этом всего 5–6% способны привести примеры реальных случаев столкновений. Усиливающийся приток мигрантов в Москву не должен нарушать мирного соседства национальностей, что всегда существовало в российской столице. Как добиться межэтнического согласия в быстрорастущем мегаполисе — решали участники недавнего «круглого стола» по проблемам миграции.

Общественность обсудила возможности межнационального согласия в городе

— В Москве присутствует скорее ожидание конфликтов, чем сами конфликты. Но это ожидание отравляет жизнь, — заявил зам. главы столичного Департамента по национальной политике Олег Агеев, открывая организованный ведомством «круглый стол» «Межнациональное согласие. Проблемы и пути их решения».

Напряженное ожидание, по мнению экспертов, зачастую провоцируется искусственно — националистическими организациями и прессой. Мол, мигранты, начитавшись о ксенофобских настроениях в столице, изначально чувствуют себя чужаками. Москвичей же «накручивают» истории о стреляющих кортежах, курсирующих по улицам.

— Сколько вы знаете людей, отмечающих свадьбы на «Порше» в Москве? Это единицы, т.н. «золотая молодежь», чье нахальство глубоко возмущает и представителей народов Кавказа, — говорит Олег Агеев. — Вызывающее поведение присутствует со стороны определенных людей, но его ни в коем случае нельзя переносить на весь этнос.

Однако такие единичные раздражающие факторы накладываются и на общие проблемы столицы, в первую очередь экономические. «Понаехавшие» мигранты по-прежнему воспринимаются москвичами как угроза их рабочим местам.

— Любые межнациональные отношения базируются на экономике. Москва поменялась в этом плане, — продолжает Олег Агеев. — Из центра города исчезли крупные заводы и фабрики. Москвичам в целом уже не так просто устроиться на работу, а они к этому не привыкли. Мигранты, прибывая в столицу, тоже видят, что достойная жизнь здесь дается с трудом.

Тем не менее «рабочие руки» мигрантов нужны столице. Закрывать от них городские границы экономически невыгодно. Поэтому москвичам и приезжим придется уживаться в одном мегаполисе. Удавалось ведь это в советские времена.

— Когда мы пытаемся анализировать зарубежный опыт по решению подобных проблем, оказывается, что наш — гораздо интересней, — говорит Агеев. — Москва — традиционно интернациональный город. К сожалению, люди, особенно молодые, не всегда хорошо помнят опыт предков, которые дружно жили.

Прежде бренд «дружбы народов» продвигался на уровне государственной идеологии. На этом воспитывалась тогдашняя молодежь.

— Сегодня единой воспитательной политики нет, все отдано на откуп отдельным вузам и школам, — говорит глава Союза студенческих землячеств Кантемир Хуртаев. — В итоге ценности и убеждения молодежи, например Центральной России и Кавказа, абсолютно разные. Попадая в единую среду, они просто не общаются.

В итоге молодые люди «кучкуются» по этническим группам. В столице эту разобщенность всеми силами пытаются преодолеть — собирая молодежь в Московском доме национальностей, организуя мероприятия на общегородском уровне. Свою работу активно проводят и в студенческой среде.

— Мы создали клуб молодых блогеров: отобрали по конкурсу 15 ребят, которые будут вести контрпропаганду экстремистских идей в Сети, — рассказывает Хуртаев. — Еще 70 молодых людей прошли специальный тренинг для медиаторов межнациональных конфликтов — на этих ребят мы будем опираться при работе с этническими группами в вузах.

Работу по сближению этносов должны вести и представители духовенства. В пользу этого высказались представители православной и католической церквей, присутствовавшие на «круглом столе». А некоторые эксперты посчитали, что влияние конфессий в этом вопросе могло быть сильнее.

— Почему, к примеру, если миллионы мусульман едут в Москву, их священнослужители учатся в Саудовской Аравии и Иране, а не в России? — задал вопрос глава Конгресса еврейских религиозных общин Зиновий Коган. — Ведь религия — это образ жизни. Мы уже 30 лет как могли бы готовить мулл и раввинов в Москве. А русский язык преподавать там. Посылать туда студентов-филологов на 2–3 месяца летних каникул — больших затрат не потребуется.

Это помогло бы и соблюдению недавно принятого закона — о том, что мигранты для устройства на работу обязаны знать русский язык. Кстати, это новое правило одобрили большинство экспертов. Между тем в Москве немало мигрантов, чьи дети уже учатся в столичных школах, — их доля составляет около 40%. И даже они не всегда хорошо понимают русский язык и культуру. Интеграция их в общество должна начинаться еще со школьной парты. Ведь, как заключили участники «круглого стола», нацполитика не должна отдаваться на откуп какому-то одному ведомству. Над межэтническими отношениями должны работать и власти, и представители конфессий, и работники образования. И общество в целом.

— Нам необходимо настойчиво и терпеливо работать по сближению людей, — заключил Олег Агеев. — Обеспечивать законность проживания, достигать взаимных компромиссов.

Именно на этих позициях и будет строиться национальная политика в столице.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру