2002—2003: пока без жертв

19 июня 2003 в 00:00, просмотров: 1164

Телевизионный год начинается, как известно, осенью, а заканчивается в начале лета. Так что телеканалы в отличие от цыплят считают по лету. Кто удивил в прошедшем телесезоне? Уверенно прущий по главному фарватеру Первый? Псевдобунтующий ТВС? Обожаемый продвинутой общественностью НТВ? Наибольшего прогресса добились те, от кого этого меньше всего ждали, — государственная “Россия” и первый развлекательный СТС.

То, что зритель начал активно смотреть государственный канал имеет множество совсем неполитических объяснений. Например, с точки зрения кино. Все хорошее рождается, как известно в конкуренции. Еще в августе-сентябре “Россия” выставила в арьергард прайм-тайма первый социальный сериал “Закон”, а Первый канал — “Остановку по требованию-2” (средний рейтинг около 8% против 5,5% “остановочных”). Затем грянуло 23 сентября — одновременный старт “Дронго” (Первый) и “Бригады”. Как всем уже известно, победила молодость — банда под управлением Безрукова по всем статьям сделала престарелого Джеймса Бонда Калныньша. Разрыв в рейтингах впечатляющ: соотношение 20:11 по стране и 14:8 по Москве.


Появление “Бригады” настолько впечатлило зрителей, что последовавшая за ней “Тайга” получила почти ту же аудиторию исключительно по зрительской инерции. Народ привык переключать на “Бригаду” — поэтому старт стильно-мистического телефильма “По ту сторону волков” и разрекламированного “Ледникового периода” на первой кнопке получился смазанным. Страна проголосовала за “Волков” и “Тайгу” одинаковыми 16%, хотя вещи эти явно несравнимые. “Ледниковый период” заработал и того меньше — 12%. Потом были еще “NEXT-2”, “Леди-мэр (бомж)”, “Убойная сила-4”, “Другая жизнь”, “Русские амазонки” и т.д. Накат отечественного сериального продукта на зрителей продолжался вплоть до исторического дня 12 мая, когда под конец сезона на “России” стартовал “Идиот” — телесобытие года и прочая, новая тенденция и прочая. Интересно, что “рейтинги Достоевского” разнились в Москве и в провинции — около 15 и 10% соответственно. Москва, уставшая от привычного не только на экране криминала, подсела на классику. Тогда как в размеренной и не слишком богатой на события провинции, оставались отдельные несознательные люди, которые хотят чего-нибудь погорячее, чем Достоевский.


О достоинствах, недостатках и причинах успеха “Бригады” и “Идиота” будут спорить долго. Очевидно, что сила здесь не в деньгах, как говорится, а в продюсерском чутье. Масштабных проектов на ТВ много. Того же Калныньша (“Дронго”) возили сниматься аж в Америку. Приличный режиссер нынче не возьмется снимать сериал по 50 тыс.$ за серию — планку подняли до 200 тысяч! Но не менее важен и дар предвидения. На “России” раньше других поняли, что “ментовское” время уходит и обыграли конкурентов. Из государственно-кондового и провинциального (главные цифры второму каналу традиционно приносили зрители в регионах) “Россия” превратилась за последний год в столичного законодателя киномод. “Идиот” посадил к российскому экрану всю Москву.


Первый же напротив пошел в народ. Раньше бы здесь ни за что не показали такое мочилово как “Антикиллер” или попсовый музпроект вроде “Фабрики звезд”. Кстати в то время как “Россия” повсюду трубила о новом реальном музпроекте “Стань звездой”, Файфман и К° тихой сапой подготовили и внедрили в жизнь более успешную “Фабрику звезд”. Вообще таскать у других горячие каштаны на Первом хорошая давняя традиция. Началось еще с “Ментов” и продолжается по сей день. Кто, как вы думаете, уговорил “бригадира” Безрукова сниматься у себя в новом сериале? Правильно, “Первый”. Или вот еще, — с марта “Россия” перешла на круглосуточное вещание, через две недели без шума и пыли то же самое проделал Первый канал.


У “России” довольно неудачными вышли “Вести+”, у Первого — “Основной инстинкт” Светланы Сорокиной тоже кисловат, но его показатели лучше — до 10%. Впрочем, всех их легко “делает” сладкоголосая птица Феникс нашего ТВ Леонид Парфенов с его возвратившимися “Намедни” — 15%.


Третье место по Москве НТВ держит довольно прочно, а вот по России на третью позицию выходит СТС. Канал почти идеально подогнан под народившееся за последние годы “общество потребления”. Телезритель должен отдыхать, мечтать, смотреть сказку — такова концепция его топ-менеджеров и пока конкуренты проигрывают СТС, у которого самые высокие темпы подсаживания новых поклонников. Событием года на СТС стали программа “Кресло”, а на НТВ “Страна и мир” — 4,5% рейтинга. Изобрести новый формат новостей — это тот еще бином Ньютона. Хоть название программы и не блещет оригинальностью, хороших и разных новостей, благодаря ей, стало больше.


По-настоящему службы информации трех каналов схлестнулись в Ираке. “Мы первые сообщили о войне”, — радостно констатировали на “России”. “Наш репортер Анна Райва — открытие сезона”, — рекламировал себя Первый. “Мы находим нетрадиционные способы освещения этой войны”, — надували щеки на НТВ. Пока американцы демонстрировали всему миру свою военную мощь, “Россия” демонстрировала телезрителям мощь своей информслужбы. Здесь были задействованы самые большие силы и передовые технологии. Выиграв битву за Ирак, “Россия” вышла в лидеры информвещания по Москве. Все повторилось и в Питере на празднике 300-летия.


Писк сезона — документальное кино. “Новейшая история” на НТВ конкурирует с сильной линейкой доккино на Первом и с актуальными репортажами спецкоров “России”. Теледокументалистика стала настолько востребованна и эффективна, что Аркадия Мамонтова, Эдуарда Петрова и др. поставили в прайм-тайм. Риск оправдался рейтингами. “Специальный корреспондент” — 9,9%.


Из покупного кино внимание телегурманов привлек “Секс в большом городе”. Жаль только, что напуганные министерскими обшикиваниями Лесина в прошлом году НТВшники задвинули сериал далеко за прайм-тайм. Отсюда и рейтинги: 6% по Москве и 4% по России. В начале 90-х каждый новый сезон приносил несколько имен новых телезвезд. Теперь для них на ТВ создают “фабрики”, но звезд от этого не прибавляется. Кроме Сергея Брилева, Анны Райвы да с натяжкой Федора Бондарчука (какой он новый?!), отметить некого.


А так нынешний сезон сплошь из положительных тенденций. “Идиот” — мода на классику. Война в Ираке — мы можем не хуже CNN! Информационные войны — остановлены! Производство сериалов — на Бразилию смотрим свысока! Даже теракт на Дубровке — считается, что послужил укреплению самосознания ТВ! Все крутится в телемашине слаженно: народ вовремя развлекают и правильно информируют. Почти ничем не раздражают (кроме рекламы). В Кремле довольны (так долго к этому шли), но... Большой ложкой дегтя в этой бочке меда может стать судьба ТВС. Канал, который позиционируется уже не как “уникальный журналистский коллектив”, а как “последний независимый”, грозит превратить праздник достижений отечественного ТВ в новый великий плач по свободе слова.






    Партнеры