От фаллоса приапа до моделей Версаче

23 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 237

В издательстве “Слово” вышла книга известного сексолога Игоря Кона “Мужское тело в истории культуры”. Этот фолиант, почти в 500 страниц, включающий более 400 иллюстраций — от изображений эпохи палеолита до современной фотографии, привлек внимание Владимира КОТЫХОВА.

Кажется, какие еще секреты можно открыть, говоря о мужчине? Что нового может таить этот “объект”? Но не так прост мужчина, как думают некоторые, и фундаментальный труд Игоря Кона — тому подтверждение. Каждая из глав дает интересную информацию о сильной половине человечества... скажем, об их пенисах. Если сегодня торжествует лозунг — “размер решает все”, то, к примеру, в Древней Греции предпочтение отдавалось маленьким членам, которые считались не только более красивыми, но и намного более функциональными по части оплодотворения. В то время как в Древнем Китае ценилась жесткость “нефритового стержня”, причем короткие считались в этом отношении надежнее длинных. Или такая деталь: прятать свой конец, надевая на головку члена нечто вроде шляпки, или выставлять его на всеобщее обозрение? Тут тоже все непросто. Если некоторые африканские племена ничего не скрывают, то подавляющее большинство других народов свой “секрет” тщательно прячут от взглядов окружающих. Так, мужчины племени урбу говорят, что умерли бы от стыда, если бы кто-то увидел их оголенную головку. Многим туземцам даже облегающие плавки этнографов кажутся нескромными. Но уникальность издания не только в этих описаниях, но и в том, что впервые так подробно и тщательно рассматривается мужское тело в культурном пространстве. Игорь Кон прослеживает, как варьировалось художественное отображение тела и его каноны от эпохи к эпохе, от культуры к культуре. Здесь представлен древнегреческий взгляд на мужчин и средневековые типы маскулинности; отношение к плоти художников итальянского Возрождения и фашистской Германии; мужское тело в русском искусстве и советский телесный канон... Есть и отдельная глава, посвященная гомосексуальному телу, которое было признано “высокой культурой” совсем недавно, во второй половине ХХ века.

Что до изобразительного ряда, то он просто поражает: гигантский фаллос из Помпей, древние африканские фигурки, древнегреческая скульптура; произведения Микеланджело, Еруджино, Караваджо, Рубенса, Гейнсборо, Родена, Петрова-Водкина, Александра Дейнеки; гомоэротические рисунки Тома из Финляндии и Жана Кокто; фотографии Лени Рифеншталь, Роберта Мэпплторпа и Сергея Головача...

В этом “Теле” соединились знания Кона-сексолога, его искусствоведческие изыскания и высокий полиграфический уровень.



Партнеры