Последнее киргизское предупреждение

Зачем приезжал в Москву президент Бакиев

Вчера закончился визит главы Киргизии в Москву. С Курманбеком Бакиевым встретились Владимир Путин, Михаил Фрадков, Борис Грызлов и целый ряд высокопоставленных чиновников. С некоторых пор у него есть приятные темы для разговора с Кремлем. Большие проблемы с Бакиевым испытывают США. Глава центральноазиатской республики настаивает на повышении арендной платы американцам за военную базу “Ганси” в бишкекском аэропорту “Манас”. В сто раз по сравнению с нынешней ценой в 2 миллиона долларов в год.

Просьба платить больше выглядела уступкой после того, как Бакиев вообще попросил американцев убраться из региона. Все последнее время госдеп США пытался разобраться, почему лидер победившей при поддержке США “тюльпановой революции” оказался так необычайно глух к интересам американцев в регионе.

Почти все соратники Бакиева по “тюльпановой коалиции”, близкие к американским спонсорам “цветного проекта”, ушли от него. Ключевые посты в правительстве и президентской администрации в Бишкеке постепенно заняли близкие Бакиеву южане, которые пока стопроцентно одобряют пророссийскую политику Бакиева. На словах не против нее и премьер-северянин Феликс Кулов. Единственное, что разделяет сегодня премьера и президента, — непростые личные взаимоотношения.

Две ветви власти в Киргизии находятся в состоянии постоянных боевых действий. Раздорами пытаются воспользоваться политики, близкие к криминалу, и, что самое главное, не только в столице. Власть в регионах постепенно перешла в руки полукриминальных структур, которые без особого стеснения отбирают собственность и землю у их законных владельцев. На севере Киргизии процветает незаконный захват земель со стороны южан, которые предъявляют имущественные права победителей в “тюльпановой революции”.

Бакиев никогда не терял эксклюзивных контактов с частью силового окружения Владимира Путина. Кремль закулисно даже обсуждал с экс-президентом Аскаром Акаевым сценарий постепенного ухода — дабы не доводить дело до силовых акций тогдашней оппозиции в столице — с передачей части полномочий Бакиеву. Акаев тогда ответа не дал, и, как оказалось, зря. Он, напротив, понадеялся на “гражданских” в кремлевской администрации, которые сделали ставку на кооперацию с проакаевской партией власти “Алга, Кыргызстан” и прогадали.

Теперь Бакиев поставил своих давних партнеров в Кремле перед фактом: без срочной и значительной материальной помощи не преодолеть глубокий экономический и политический кризис в Киргизии, который грозит нестабильностью в регионе. Кремль вполне может запустить проект широкомасштабной экономической поддержки Киргизии с участием крупнейших российских энергетических монополий.

Самый существенный интерес российских компаний — нефтегазовый сектор, электроэнергетика и урановые рудники, использование которых в Киргизии может весьма понадобиться в контексте российско-иранских переговоров о сотрудничестве в ядерной сфере.

Но для начала в Москве хотят получить свидетельства того, что междоусобные войны Бакиева и Кулова прекратились. А вот это уже — внутреннее дело суверенной республики.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру