Русский фрукт в Москве не крут

Почему даже в разгар сезона магазины кормят нас иностранщиной

В Москве наступила благодатная пора. Торговцы на столичных рынках сейчас почти не врут покупателям. Нет, они по-прежнему дурят народ (то обвесят, то обсчитают). А честны в другом. Если говорят, что картошка рязанская, а помидоры из Краснодара, — значит, так оно и есть. Сейчас московские базары и развалы изобилуют отечественными овощами-фруктами, не всегда красивыми на вид, зато вкусными и полезными. Но, увы, не у всех москвичей есть время ездить по рынкам. А многочисленные магазины не стесняются предлагать своим клиентам все те же, что и в остальные месяцы года, импортные “парафиновые” яблоки и “стеклянные” сливы.

Почему так происходит — решил разобраться “МК”.


На московских рынках давно уже не встретишь дачников, продающих свою продукцию (хотя за МКАД бабульки свободно стоят и около вокзалов, и на рынках). В столицу, как правило, овощи-фрукты поступают большими партиями, из колхозов. А здесь их уже поджидают перекупщики.

Рынок “Выхино”, конец рабочего дня. Картошка — 10 рублей за кг, лук — 18, помидоры — 25, огурцы — 20, вишня — 80. Как это принято на наших “нерыночных” рынках, цена одинаковая почти у всех торговцев. Исключение делается лишь для первосортного товара. Например, исполинские помидоры “бычье сердце” можно приобрести за 40 руб. Я прошу снизить стоимость подгнившего лука — но торговец по ту сторону прилавка лишь хитро улыбается в ответ. Цены сбивать нельзя, даже на гнилье, — таковы неписаные “мафиозные” правила.

Но несбиваемые цены на “Выхино” кажутся смешными, когда я захожу в сетевой магазин в другом районе Москвы. Помидоры (самые дешевые) — 80 рублей, картошка — 20, огурцы — 60, вишня — 200. Про ежевику или малину и говорить не стоит: пара лукошек этих совсем не экзотических ягод (тоже мне манго!) по стоимости равна студенческой стипендии. Но дело не только в ценах. Многие овощи-фрукты привезены из Израиля, Голландии и прочего дальнего забугорья. А значит, были сорваны задолго до поспевания и, несмотря на товарный вид, вряд ли имеют высокую питательную ценность.

— По овощам в Москве круглый год идет значительное преобладание отечественной продукции. Импорт начинает сказываться в начале лета, когда появляется, например, молодой картофель, — рассказал “МК” начальник отдела исследований потребительского рынка и услуг ИТКОР (Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка) Александр Булеев. — А с фруктами ситуация хуже. Но все-таки в целом российских на прилавки поступает больше, чем импортных...

Впрочем, если и больше, то не намного. Понятно, что бананы, цитрусовые и экзотические плоды приезжают к нам из-за границы. Но почему импортного винограда в Москве 40%, яблок и груш — 20%, абрикосов и персиков — около 15%? Причем это — в среднем за год. С декабря по апрель процент иностранных овощей-фруктов значительно возрастает, доходя зимой до 90%. Лишь в сезон, то есть сейчас, доля импорта ненадолго снижается.

После 2000 года промышленность и сельское хозяйство в России начали потихоньку подниматься. Стали развиваться новые отечественные садоводческие хозяйства. Но сказать, что мы переломили ситуацию, увы, нельзя.

Кто повинен в том, что мы едим по большей части безвкусных “иностранцев”? Российские лентяи-садоводы? Специалисты считают, что вовсе нет. “Виноваты” прежде всего торговые фирмы. Особенно, если говорить о Москве, крупные сети магазинов. И это не просто стечение обстоятельств, а целая отлаженная система, методично “плюющая” нам в желудки.

— Дело в том, что в супермаркетах для новых поставщиков очень дорогие так называемые входные билеты. И российским компаниям войти в этот сектор рынка довольно обременительно, — говорит Булеев. — Хозяева больших магазинов просто не берут их продукцию, чтобы не было лишней конкуренции. Они считают, что их потребитель купит и импортные овощи-фрукты, даже по высокой цене.

По данным исследования, проведенного в Москве месяц назад, практически во всех крупных магазинах преобладает импортная продукция. Сейчас на уровне правительства Москвы поднимается вопрос, как отечественным производителям иметь равный доступ с поставщиками иностранных товаров. Что из этого получится (или не получится) — мы увидим, увы, не этим, а уже следующим летом. Ну а пока ничего не остается, как ходить за “живыми витаминами” на рынок. Если у кого на это есть время.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру