Марьиванна сорвалась на клик

В российских школах появились электронные помощники учителей

10 августа 2008 в 15:59, просмотров: 414

Ученики Стародворской сельской школы уже давно забыли, что такое учебники и тетради. В школу они бегут налегке: в портфеле всего несколько компьютерных дисков и флешка. Всю “домашку” они выполняют в Интернете — просто заходят на специальный сайт, где для них уже приготовлено задание. Умная программа не только самый сложный опыт проведет, но и оценки выставит. И попробуй только схалтурь — хитрая машина сразу доложит учителю, сколько Вася над тем или иным параграфом просидел. Какой учебник лучше: бумажный или электронный, разбирался корреспондент “МК”.

На уроке географии засунуть голову внутрь вулкана Фудзияма или во время занятия по истории прогуляться по средневековому замку и послушать григорианский хорал… Думаете, это кадры из фантастического фильма? А вот и нет. Уже сейчас некоторые российские школы перешли на электронные учебники (или, как их правильнее называть, электронные образовательные ресурсы). С помощью этой программы одним кликом “мышки” можно не только переместиться во времена Льва Толстого, но и посмотреть самый сложный опыт, для демонстрации которого в реальном мире потребовались бы сотни тысяч рублей и сложнейшее оборудование.

“Мышка вместо книжки”


— Мой сын никогда не сидит над домашними заданиями. Придет после школы — и сразу за компьютер. И ведь что странно: в дневнике у него только хорошие отметки, — удивляется одна моя подруга, мама семиклашки. — А когда я его начинаю гонять: мол, нечего играть, пора домашнее задание делать — он мне отвечает: так я его сейчас и делаю!

Мальчик не обманывает. “Домашку” он действительно выполняет исправно, просто решает уравнения и изучает строение человека не в обычном учебнике, а в электронном.

— В 2001 году стартовала федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды”, в рамках которой предполагалось не только поставить в школы новые компьютеры и подключить Интернет, но и обеспечить школьников обучающими программами, — вспоминает рождение “сетевых учебников” гендиректор республиканского мультимедиацентра Рособразования Александр Осин. — В итоге четыре года назад были созданы электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), которые поставлялись в школы с пакетом утвержденного программного обеспечения “Скорая помощь”.

Химия, биология, русский язык, математика, история, иностранный язык — сейчас на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (eor.edu.ru) в открытом доступе “электронные учебники” по десяти основным предметам. В ближайшее время готовятся выпустить еще четыре — сейчас за право разработать ЭОР сражаются ведущие компьютерные компании и педагогические коллективы. А по некоторым предметам создали даже варианты — для спецшкол, для школ гуманитарного или технического профиля.

— Учительница говорит нам, на какую страничку в Интернете нужно зайти и что скачать. Дома мы скачиваем нужный файл, выполняем домашнее задание и приносим его в школу на диске или флешке, — объясняет “МК” 7-классник Саша Малиновский, в школе которого уже несколько лет работают с ЭОРами. — Тем ребятам, у которых нет дома Интернета, учительница скачивает нужное задание прямо в школе.

Строгий компьютер

Строение сетевых образовательных ресурсов предельно просто: “пособие” по каждому предмету поделено на несколько десятков глав-модулей. Например, “Закон Ома” или “Законы Ньютона”. Каждый модуль составлен из трех тематических элементов. Первый — это общая информация, где ребятам с помощью текстов, графиков, примеров и даже видеофильмов рассказывается о явлении. Второй — практический, где ученики могут смоделировать опыт, заглянуть в недра вулкана или ответить на вопросы по ранее изложенному материалу. И третий — контрольный тест.

— Причем в контрольной части строгая программа вносит в память, сколько ошибок допустил учащийся. А мне остается только просмотреть эту “ведомость” и поставить оценку, — объясняет “МК” учитель музыки и мировой художественной культуры школы №1307 Ольга Черкасова. — И кипы тетрадок, как это было раньше, с собой таскать не надо. Причем в “ведомости” даже указывается, сколько минут ребенок потратил на выполнение того или иного задания.

Но не в облегчении учительского труда видят главный плюс электронных ресурсов их создатели. “Главное, что у учителя на уроках появляется возможность общаться с учениками, а не проверять домашние задания у доски”.

— Недавно мне позвонил один педагог, сказал, что ему очень нравятся наши пособия, но у них есть один минус — с третьей парты уже ничего не видно, — вспоминает Александр Осин. — Пришлось объяснять, что ресурсы созданы по большей части для домашнего использования учениками. Конечно, если в классе есть интерактивная доска, можно и показать им несколько элементов. Но реальное общение с учителем ни в коем случае нельзя заменить машиной.

“Домашнюю” направленность мультимедийных пособий понимают и сами педагоги-новаторы. Но иногда продуктивнее на один урок переместиться в эпоху Моцарта, чем 45 минут слушать монологи преподавателя о годах жизни композитора и его вкладе в музыку.

— Я осознаю, что это только вспомогательный ресурс, и не могу сказать, что использую модули на каждом уроке. Но иногда смотрю на ребятишек и понимаю: они ждут, когда же я наконец включу компьютер, — делится своими наблюдениями Ольга Черкасова. — Ведь как бы хорошо я им ни рассказывала о средневековой культуре, с помощью мультимедийных ресурсов ребята могут словно в реальности пройтись по древнему замку и послушать пастухов, играющих на настоящей свирели. И из этого путешествия они почерпнут в сотни раз больше. Да и времени на объяснение той или иной темы тратится намного меньше. Раньше, например, по Моцарту я давала три урока, а теперь — только один.

Сам себе педагог

— Только я вас убедительно прошу: не используйте термин “электронные учебники”, — предупреждает идеолог мультимедийных пособий Александр Осин. — Ведь под словом “учебник” подразумевается текст с картинками, а с помощью электронных образовательных ресурсов можно и лабораторную работу на компьютере провести, и посмотреть тематический фильм.

Кроме того, все знают, сколько времени уходит на переиздание устаревшего учебника. А вот мультимедийный может изменить каждый школьник — сделать его более интересным и красочным.

— В прошлом году Федеральное агентство по образованию проводило конкурс “Формула будущего–2007”, где больше четырех тысяч учеников со всей России пробовали использовать, а часть из них даже переделать на свой вкус электронные модули. Ребята вносили свои исправления, — вспоминает Александр Васильевич. — А по модулю победителя сейчас даже учатся другие дети.

Правда, у перехода обучения на компьютерную основу есть и противники — врачи-офтальмологи. Они свято уверены, что на общение с “машиной” даже у подростков должно уходить не больше двух часов в день.

— Малышам до семилетнего возраста находиться перед экраном монитора рекомендуется не больше получаса. С 7 до 12 лет можно увеличить тет-а-тет с компьютером до часа, а с 12 до 16 лет — до двух часов, — объясняет “МК” офтальмолог Мария Серегина. — Перебор может привести и к ложной близорукости, и к повышению внутриглазного давления, да и к расстройству нервной системы. А ведь на подготовку домашнего задания у старшеклассников иногда уходит по 3—4 часа ежедневно.

А как у них?

Компьютерные технологии взяли на вооружение даже в начальной школе. Например, “первачки” в шведском городе Питео приходят в школу без прописей и ручек. Выводить неуверенные буковки они учатся не в разлинованных тетрадях, а на экране монитора. Нажимая на клавиши, малыши набирают слова, а специально разработанная программа перерабатывает их в рукописный текст. “У маленьких детей плохо развита тонкая моторика пальцев, и мы не хотим их понапрасну мучить. Кроме того, они уже пришли в школу с любовью к компьютерам, на них обучение грамотности идет легче”, — утверждают авторы эксперимента. 

Правда, у эксперимента тут же появились оппоненты, разработавшие писчий набор для “кибердетей”. На первый взгляд чудо-прибор можно принять за обычную ручку, лист бумаги и ноутбук. Но, как по волшебству, написанное на альбомном листе тотчас же отражается на мониторе. Оказывается, в головку авторучки встроена крошечная камера, фиксирующая перемещение пера по бумаге. Снимки передаются в блок памяти, вмонтированный в чудо-карандаш, а уже оттуда оцифрованная информация в виде изображения попадает на экран ноутбука. Так ученые предполагают вернуть детям XXI века любовь к письму — ведь в один прекрасный момент искусственного интеллекта под рукой может и не оказаться!



Партнеры