В Москве снова пытаются ввести систему рассортировки отходов на три вида

Разделяй и выкидывай

Мусор по-прежнему остается проблемой для Москвы. Мало того что его меньше не становится, так еще и полигоны твердых бытовых отходов закрываются из-за переполненности. Недавно экологи и горожане добились закрытия мусоросжигательного завода «Эколог» в промзоне Руднево, и власти Москвы обещали таких вредных предприятий больше не строить. Но что-то с мусором делать надо. Около года назад в столице был запущен очередной эксперимент по раздельному сбору бытовых отходов, что в принципе должно облегчить их сортировку и переработку. И хотя согласно опросам эксперимент пользуется большой поддержкой и популярностью, результаты его нельзя назвать однозначными. Многие горожане раздельные контейнеры попросту игнорировали. Да и отсортированный мусор зачастую некуда девать. В этом убедились корреспонденты «МК», понаблюдав, как функционируют экспериментальные мусорные площадки.

Разделяй и выкидывай

Тимирязевский район столицы, улица Костякова. Пункт раздельного сбора отходов — будочка, фасад которой графически разделен на три части: серая — для банок, стекла и батареек, апельсиново-оранжевая — для пластика, и синяя — для бумаги. В каждой секции — по небольшому окошку.

Жизнь будку, надо сказать, немного потрепала. Небольшой выступающий подоконник был покрыт внушительным слоем нетронутой пыли. Внутренний мир будки тоже оказался небогатым. Картона в разделе «картон» было немного, банок и бутылок в секции лежало штук пять, а вместо пластика в контейнере было все что угодно, только не пластик.

Причина непопулярности мусоросборника стояла рядом. И была доверху набита и картоном, и бутылками, и банками. Обычный мусорный бак, и не один.

Даже местный бомж копался в общих баках, обойдя вниманием экологически правильные. Раздельное питание в его меню сегодня, видимо, не входило. Впрочем, местные бабушки, сидящие неподалеку, вопрос раздельного сбора мусора одобрили и поддержали.

— Конечно, разделяю! — с гордостью заявила одна из них. — Бутылочку к бутылочке, батареечку к батареечке. Я так полгода уже делаю.

Следующий пункт был на Астрадамской улице. На этот раз оказались полупустыми обычные мусорные баки. На наших глазах молодая женщина подошла к экспериментальному контейнеру, стала доставать из пакета банки и отправлять их в отдел для банок. Потом она сделала то же самое с пластиком, выбросив его в соседнее окошко.

— Я уже год так выбрасываю мусор. Знаете, это просто экологическая ориентированность, но меня хватает только на алюминиевые банки и пластик. Остальное не разделяю, — сказала она.

Через десять минут к мусорке подошел следующий «клиент» — парень лет двадцати пяти. Он нес большой белый пакет и несколько досок из ДСП. Пока парень тщательно утрамбовывал пакет и доски в общие баки, я успела подкрасться с коварным вопросом.

— Пункт раздельного сбора мусора? Я его даже не видел. Я вообще в гостях, вот попросили выбросить. Но если так, то давайте разделим.

Он нарушил все законы логики. Взял доски и попытался просунуть их в окошко под надписью «картон». Доски не влезали. Парень отличался упорством. Он сломал их пополам и все-таки отправил в мусорку.

Еще один пункт раздельного сбора, на Тимирязевской улице, мало чем отличался от других. И люди тоже в массе своей несли «батареечку к батареечке». Впору было делать вывод о том, что в массе своей горожане подходят к сбору мусора ответственно. Но тут к общим мусорным бакам подошел мужчина с большим голубым пакетом и легким движением руки определил свою ношу в один из них.

— А вы видите, что рядом есть раздельные пункты сбора отходов?

— Мы разделяем, — на бегу ответил мужчина.

— А это тогда что?

— А это — неразделенное.

И он гордо ушел, подавив нас мощью своей логики.

Если же говорить в общем, то согласно опросам, проведенным в рамках проекта «Экологическая стратегия Москва», за раздельный сбор мусора во дворах высказались 93% москвичей, за развитие сети приема использованных батареек, ламп и прочих вредных отходов — 92%, за организацию пунктов для сбора отработавшей техники — компьютеров, телевизоров, стиральных машин — 80%, и такие же высокие проценты согласных показали другие пункты экологической программы. Контейнеры для раздельного сбора — даром что их мало — пользовались большой популярностью. Находились активисты, которые привозили рассортированный мусор из других, довольно отдаленных районов города и Подмосковья.

Однако остался ряд проблем. По-прежнему вопросы вызывает сбор отработанных батареек. Его, конечно, ведут, хранить их нетрудно, но вот утилизирует их единственный в России челябинский завод, а возить туда батарейки малыми партиями очень невыгодно. Экологи бьют тревогу, буквально на коленях умоляя население не выбрасывать в общую кучу отходов отработанные ртутные лампы. Зная, что сдать их в Москве очень трудно, предлагают добиваться у домовых управляющих компаний выполнения обязательств по сбору этих токсичных отходов.

Абсолютно никто не знает, что делать с пищевыми отходами. Существует две практики: сжигание их при высоких температурах и закладывание в компостные траншеи. Они были бы вполне эффективными и даже экологически безопасными, если бы не присутствие в них неорганического мусора. И тут снова во весь рост встает проблема разделения мусора на фракции.

А эта проблема не сводится к аккуратному использованию ящиков трех видов. Взять обычную пластиковую бутылку. На самом деле она состоит из нескольких видов пластика, каждый из которых требует своих условий переработки. Бумагу следует отделять от картона. А из картона необходимо удалять скрепки, скобы, скотч и полиэтиленовые подложки. Далеко не все даже очень сознательные горожане готовы так напрягаться перед каждым выходом на помойку.

Но и это не главное. Специализированные комплексы с рассортировкой мусора справляются. Главное — это пищевые отходы, которые должны быть строго изолированы от иных ТБО.

Поэтому и существуют предложения по делению мусора не на три, а на две части — полезную фракцию (пригодную для переработки) и неполезную (пищевые отходы). Токсичные отходы (батарейки, ртутные лампы и, как это ни удивительно, памперсы) придется собирать отдельно, но это уже не требует особых знаний в области химии пластиков.

Этой осенью подобный эксперимент начнется на всех площадках Головинского района. Кроме двух контейнеров там будет стоять и обычный — для общего сбора мусора. Планируется вести большую агитационную работу, выпускать листовки и проводить беседы с населением. Думается, что московские дачники такую методику освоят с легкостью, так как уже давно применяют ее на своих участках.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26894 от 25 августа 2015

Заголовок в газете: Разделяй и выкидывай

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру