Архитекторов обяжут заниматься борьбой

2013-й становится годом многочисленных градостроительных конкурсов

Столичная архитектура находится в кризисе. То, что строилось в городе в последние годы, вызывает у нынешних властей глубокий скепсис. Спасти положение, по мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, могут архитектурные конкурсы. Отбор проектных решений в честной конкурентной борьбе позволит не повторять чужих ошибок и повысить качество городской среды. В мэрии надеются, что инициативу поддержат инвесторы: тогда конкурсы можно будет объявлять минимум раз в неделю.

2013-й становится годом многочисленных градостроительных конкурсов

На днях в Москве было объявлено сразу два архитектурных конкурса на крупные городские объекты. Музей архитектуры им. Щусева решил отобрать лучшую концепцию музейного кластера у стен Кремля, а застройщик четвертого участка ММДЦ «Москва-Сити» — проект второй очереди своей башни «Империя-тауэр». «Это не совпадение, это тенденция», — говорит пресс-секретарь Москомархитектуры Леонид Браткин.

Создание кластера подразумевает формирование пешеходного маршрута, соединяющего наиболее значимые музейно-выставочные объекты в историческом центре Москвы (музеи Московского Кремля, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Румянцевский музей, Государственная библиотека им. Ленина, ЦВЗ «Манеж», Исторический музей, Музей архитектуры им. Щусева). Расстояние между наиболее удаленными точками — Историческим музеем и ГМИИ им. Пушкина — составляет всего 1,5 км, а весь маршрут можно пройти за полчаса. Задача участников конкурса — переформатировать существующие пешеходные связи, сделать их удобными для людей и обозначить заслуживающие внимания точки, чтобы прогулка дополняла посещение музея, выставки или библиотеки. Концепция должна учитывать планы по расширению участников кластера — в частности, ГМИИ им. Пушкина с его музейным кварталом, музеев Московского Кремля, планирующих построить депозитарий на Боровицкой площади, и Ленинской библиотеки, которая осваивает площадку под новое книгохранилище на Воздвиженке.

К участию в конкурсе приглашаются профессиональные архитекторы, дизайнеры, студенты архитектурных вузов. Зарегистрироваться для участия необходимо до 24 марта 2013 года, официальное объявление результатов намечено на 24 мая. О практической реализации лучшей концепции в условиях конкурса ничего не говорится. Организаторы обещают устроить выставку конкурсных работ и направить победившие проекты в Минкультуры РФ и правительство Москвы, которые, по всей видимости, должны обеспечить финансирование.

Более понятные перспективы имеет конкурс на архитектурную концепцию второй очереди комплекса «Империя Тауэр» в ММДЦ «Москва-Сити», который по предложению Москомархитектуры решила провести компания-застройщик. Как сообщил «МК» ее представитель Дмитрий Чертковский, с победителем планируется заключить контракт на проектирование здания. «Это будет комплекс общей площадью 80 тыс. кв. м и высотой 53 метра. Задача осложняется тем, что часть наземных этажей должна занять парковка общей вместимостью 1300 машиномест», — рассказал он.

Конкурс будет закрытым по форме. К участию приглашены 6 бюро, включая несколько молодых команд. «Нам интересно посмотреть, какие планировочные и архитектурные решения предложат конкурсанты. Наша цель — выбрать лучший проект, который завершит формирование комплекса «Империя Тауэр», — говорит Чертковский. Затраты на организацию конкурса компания планирует окупить за счет конечного продукта: качественные архитектура и дизайн влияют на добавочную стоимость квадратного метра, уверен Чертковский. Итоги творческого состязания планируется подвести в апреле.

А уже в марте станет известен победитель другого аналогичного конкурса — на архитектурную концепцию Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. М.В.Ломоносова. Как известно, Политехнический музей в 2013 году закрывается на реконструкцию, и стратегия его развития предусматривает создание нового здания на Ломоносовском проспекте рядом с библиотекой и новым учебным корпусом МГУ. В нем должны разместиться огромные музейные фонды, ныне недоступные для посетителей, Science-Art-галерея для временных выставок, научный кинотеатр, научный медиацентр и т.д. Сейчас жюри рассматривает проекты финалистов второго этапа, до которого дошли 6 команд. Финальное заседание состоится 21 марта.

Браткин говорит, что конкурсы будут основным трендом в архитектурной политике города в 2013 году. С их помощью власти рассчитывают повысить качество городской среды и популяризировать архитектуру, которая сейчас в силу ряда причин не пользуется вниманием и уважением граждан. «Конкурсы мотивируют архитектурные бюро к повышению своего профессионального уровня и конкурентоспособности. Кроме того, это шанс для начинающих архитекторов, которые только приходят в профессию», — поясняет он.

Москомархитектура готова поддержать любые инициативы госучреждений (музеев, культурных центров, театров и т.д.) и частных инвесторов в этом направлении и сама не останется в стороне. В ее планах — конкурсы на знаковые городские площадки (например, Зарядье). Весной планируется утвердить регламент конкурентных процедур. «Инвесторы, которые воспользуются победившим на конкурсе проектом, смогут автоматически, минуя Архсовет, получить архитектурно-градостроительное разрешение (АГР), необходимое для строительства», — подчеркивает представитель ведомства.

Сама форма профессионального состязания большого значения для его результатов не имеет: на знаковые городские объекты, не имеющие жестких сроков реализации, планируется проводить открытые двухэтапные конкурсы с предквалификационным отбором и приглашением иностранных участников. Инвесторы, связанные кредитами и контрактами, могут объявлять закрытые конкурсы — это общемировая практика.

Ограничений по объемам строительства или функциональному назначению конкурсных объектов тоже не будет. В конкурентной борьбе можно отбирать и проекты детских садиков, и пешеходных переходов, и торговых центров, и даже отдельных элементов здания. Недавно по инициативе Сергея Кузнецова был объявлен конкурс на художественное решение входной группы легендарной гостиницы «Украина». Главному зодчему столицы не понравился козырек, который не отличается изяществом и не соответствует архитектурному облику самого отеля. Собственники здания спорить с мнением профессионалов не стали и согласились выступить заказчиками конкурса, который, как сообщается, будет «публичным, но не масштабным событием».

Нет претензий на масштаб и у организаторов конкурса «ПроФОРМА». Его предметом стали малые архитектурные формы — элементы уличного освещения, велопарковки, беседки, урны, доски объявлений, лавки, цветочницы и т.д. К участию приглашены российские и зарубежные архитекторы, а призовой фонд составляет 200 тыс. руб. (100 тыс. призеру и по 50 тыс. за второе и третье места). Проект каждого участника будет рассмотрен Москомархитектурой и имеет шанс попасть в обновленный московский каталог малых архитектурных форм, рекомендованных к размещению в городе.

Эксперты соглашаются, что разнообразные архитектурные конкурсы Москве необходимы. Только через них можно вернуть уважение общества к архитектуре, уверены они. Прежде большинство московских конкурсов сопровождались скандалами и демаршами. Жюри подозревали в некомпетентности и предвзятости, победителей — в неспособности реализовать проект. Чтобы этого избежать, нужно изменить подходы к организации, считает архитектор Сергей Скуратов. Подготовку конкурса следует сделать открытой и позволить профессиональной общественности влиять на его программу. Жюри должно быть максимально профессиональным и беспристрастным. Тогда не будет сомнений в объективности результата. Кроме того, необходим отслеживающий механизм, который позволил бы не убить проект при его реализации, подчеркивает Скуратов. «Конкурс — эффективный механизм улучшения городской среды и повышения престижа архитектуры. Однако чтобы такой механизм работал, необходим действующий закон о конкурсной деятельности», — резюмирует он.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру