Особенности национальной поп-культуры

Мы называем попсой практически все, что ежедневно сыпется с телеэкранов и льется из радиоприемников.

Раньше понятие "попса" расшифровывалось просто и имело конкретное значение: популярная музыка. В принципе, то же значение это слово имеет и сегодня, но почему-то так сложилось, что попсой стало практически все, что сыпется на нас с телеэкранов и из радиоприемников. К основному значению термина – "популярная" – прибавилось более широкое: "культура". Попса в наши дни – это не только музыка, но целая поп-культура. Но насколько сильна она в России и как влияет на молодые поколения?

В общем, популярная культура, так или иначе, существовала всегда, но она была высокой, что ли. Картины Рафаэля, музыка Бетховена – это все, по сути, элементы поп-культуры – культуры, объединяющей массы. И сложно понять, почему ныне многие молодые люди и слыхом не слыхивали таких имен. Зато они знают Диму Билана, Сергея Зверева, Медведа, Равшана и Джумшута, которые к культуре как таковой не имеют ни малейшего отношения.

Сегодня попса – не только однообразная музыка с текстами вроде "Я любил тебя, моя конфетка, но ты сказала мне "гудбай". Это целая пропаганда псевдоценностей, которыми забивают неокрепшие юношеские умы и сознание разочаровавшихся в жизни пожилых людей.

Разумеется, ничего абсолютного не существует, и в поп-культуре также есть положительные моменты. Правда, их крайне немного, но мы попробуем перечислить сначала именно плюсы. Потому как минусов больше, и их мы оставим, что называется, "на десерт".

Во-первых, сейчас возрождается отечественный кинематограф. Нет, я ни в коем случае не скажу, что самый кассовый российский боевик переплюнет "Неуловимых мстителей", а разудалая комедия – "Кавказскую пленницу". Но современное российское кино сильно настолько, насколько оно может быть сильно в условиях окружающей нас действительности.

Стали появляться картины с осмысленными сюжетными линиями, фильмы, рассказывающие о том, что есть такие чувства как любовь, верность, долг, искренность. Рассказывающие и наглядно показывающие. Какой-нибудь средней руки режиссер может воскликнуть: "А я тоже снимаю про любовь!". Но вопрос заключается в том, как эту любовь подать. Пошлый флирт, переходящий в проявление животных инстинктов – это, простите, не та любовь, представление о которой нужно формировать у молодежи. А, между тем, таких "любовных" фильмов и сериалов – большинство.

Во-вторых, есть некоторые музыкальные поп-исполнители, которые исполняют серьезные красивые песни. Да, такие еще остались, правда, их, увы, крайне мало. Но пока есть хотя бы они, еще можно надеяться, что вкусы юношей и девушек не будут начисто испорчены.

В-третьих, не все телевидение забито одними и теми же темами и лицами – остались еще интеллектуальные передачи, документальные фильмы, в которых мы не увидим Ксению Собчак или Павла Волю. Вот только долго ли эти фильмы и передачи протянут?..

Как нетрудно заметить, мы говорим, главным образом, о сохранении моральных и этических ценностей. Мы думаем, это правильно, потому что именно на них, как на фундаменте, зиждется человеческая личность. Но современная поп-культура несет в массы и негатив. Так что не удивляйтесь, если увидите слишком много минусов. А чтобы было удобнее, перечислим их по пунктам.

Музыка
В середине восьмидесятых годов прошлого столетия российская поп-музыка стала продажной. За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить, как по стране одновременно колесили двадцать "Ласковых маев", десять "Миражей", и так далее.

После распада Союза все как-то приутихли, остались титаны, которые в ту пору исполняли вполне приличные песни про "любовь, похожую на сон", про "озеро надежды" и прочие радости жизни. Это мы говорим о песнях Аллы Пугачевой, потому как Алла Борисовна – яркий пример того, во что превратилась поп-музыка в новом веке. Кто Пугачева сейчас?

Самопровозглашенная владычица музыкального Олимпа, строжайший цензор и критик, всевидящее и всезнающее око и прочее, и прочее. Между тем, сама она время от времени исполняет второсортные куплеты, ничуть не напоминающие великую в свое время певицу. Организовывает всевозможные концерты и фестивали имени Себя Великой, руководит "Фабриками", "Заводами" и другими производственными предприятиями. Создается впечатление, что шестидесятилетняя женщина ищет свое место в жизни.

Она ведет пропаганду самой себя, хотя уже никем не является. И не только она пытается рекламировать собственное ничтожество, многие "ветераны" сцены до сих пор держатся на плаву – в основном, благодаря привычкам возрастной аудитории, которой когда-то эта музыка действительно нравилась. А теперь, повторимся, это – не более чем привычка.

А пресловутые "Фабрики"? Словно хлопушка взорвалась – они посыпались, подобно конфетти, одна за одной. И главная их функция – однотипная, бездумная, пошлая штамповка, как их называют, "полуфабрикатов", на которых до трещин по швам набивают свои кошельки продюсеры и спонсоры. При этом никто из них не задумывается о том, что ничего культурного эти "полуфабрикаты" в себе не несут. Печальнее всего, что они делаются и будут делаться, потому что, как говорится, пипл хавает. Скудеет нация, по-другому не скажешь.

Телевидение
Кого мы видим, включая по утрам телевизор? Правильно, "народного целителя" Геннадия Петровича Малахова. Кого мы видим днем? Верно, "рупор нации" Андрея Малахова. Ну, а вечером? Конечно – "энциклопедию всея Руси" Максима Галкина. Это как пример.

На экранах поселились одни и те же лица, которые что-то делают, о чем-то говорят – будто бы о серьезном, а на самом деле, впустую. Дискуссии, телешоу, жесточайшие полемики – и все ради того, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей к пустякам.

Главные юмористы страны теперь не Жванецкий и Задорнов, а Гарик Харламов и Павел Воля, язык которых понятен молодежи, в основном благодаря трехэтажному мату и плоским шуткам. И нет ничего смешнее, когда два гастарбайтера с довольными лицами орут: "Кежельбе-ма, насяльника – г**но!". Да тут плакать нужно! Почему Равшан и Джумшут – герои юмора, а, скажем, Авас и Тупой Доцент сейчас показались бы всем бредом сумасшедшего?

Но не только этим богат наш телеэфир. Какое же телевидение без сериалов! А здесь их – на любой вкус, выбирай – не хочу! И тебе про любовь, и тебе про бандитов, и тебе про нянь, счастливых папаш и несчастных жен. И ведь в чем беда: приник человек к экрану, и не оторвать. А за последние годы ни одного содержательного, ценностного, интеллектуального сериала у нас не было создано. О чем это свидетельствует? Опять же, о понижении уровня развития аудитории. За то время, что человек тратит на просмотр ста пятидесяти восьми серий какой-нибудь мыльной оперы, могло бы быть сделано множество полезных дел и не раз посеяно "чистое, доброе, вечное".

Интернет
Вот уж воистину вместилище демонов, бесов и прочих всевозможных духов. Нет, конечно, на просторах сети можно найти много полезного, но почему-то самые популярные по посещаемости сайты – порнографические, а самое используемые слова – "превед", "кросавчег", "аффтар жжот" и прочие. А где, позвольте узнать, самоуважение? Уважение к родной речи? К великому и могучему русскому языку?

Сленг существовал всегда, но здесь это уже не просто сленг, это какой-то повальный вирус – не компьютерный, а самый что ни на есть человеческий. И он уже насквозь пропитал общество. Такими темпами первыми словами младенцев будут не "мама" или "папа", а "зачод" или "аццкий сцотона".

Разумеется, можно перечислять еще и еще, на этом особенности национальной поп-культуры не заканчиваются. Как мы видим, все это более чем наглядно демонстрирует полное отсутствие морали и этики в современной попсе. Но нормальному человеку и этого хватит, чтобы прийти в ужас. По крайней мере, автор этой статьи в ужасе от того, что написал.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру