Дорожная эволюция лучше, чем дорожная революция

Митинг на улице Народного Ополчения так и не стал народным

20 апреля на пересечении улицы Народного Ополчения и проспекта Маршала Жукова, на небольшом пятачке у памятника народным ополченцам гремели громкоговорители и развевались разноцветные флаги. На специально построенном подиуме сменяли друг друга красноречивые ораторы. Опозиционные фракции и формирования сегодняшнего дня — «Яблоко», КПРФ, Моссовет, «Левый фронт», «зеленые» — выступали против строительства дорог в Москве. Судя по всему, мероприятие готовили загодя: и сцена, и микрофоны, и мобильный генератор, и флаги всех мастей, и броские лозунги. Вот только одна незадача: народного собрания так и не получилось — люди поддерживать своих яростных трибунов не вышли.

Митинг на улице Народного Ополчения так и не стал народным

Весь кворум — человек 150, из которых большая часть — группа поддержки, штандартоносцы и так называемый актив. Студенты, похоже, тщательно инструктировались, где им стоять, какие лозунги держать. В итоге на митинге расположилось несколько кучек молодых людей и девушек, явно скучающих и держащих одинаковые лозунги. Отстояв положенное время, они ретировались, побросав свои транспаранты. Из числа жителей — пожилые люди, пенсионеры, дамы старше бальзаковского возраста и пара-тройка подростков, которые пришли за компанию с бабушками, — всего человек тридцать! Из поколения 30—40-летних — практически никого. Почему?

Выступления ораторов вторили друг другу: все в один голос ругали городские власти, обвиняли мэра в антигуманной строительной политике, пеняли на многомиллионные траты и непрофессионализм. Если исключить эмоциональную и популистскую часть, то смысл сказанного можно передать одной фразой: нам не нравятся происходящие в городе перемены!

Правда, все без исключения ораторы были несколько озадачены: выступать было не перед кем — жители на митинг не пришли! За неимением электората пришлось создавать массовость и видимость хора собственными силами: и «Яблоко», и КПРФ, и «Левый фронт» запели по одним нотам.

Оказалось, что у протестантов есть общее зло — городские дороги. Их не так проектируют, не так строят, не думают о людях! Один знакомый инженер из НИ и ПИ Генплана недавно с печальным сарказмом отметил: сегодня очень модно судить архитекторов и врачей — каждый обыватель считает, что разбирается в этих областях лучше, чем специалисты. Мой сосед, например, тратит на дорогу до работы и обратно порядка четырех-пяти часов, ругает заторы и не верит, что у городских властей получится «разрулить» город. Но менять свою жизнь он не собирается. На вопрос: «А не легче ли добираться на метро?» — смеется: я, говорит, не выношу большого количества людей, и вообще под землей не нравится. Другим моим приятелям просто доставляет удовольствие передвигаться на машине: в пробках они слушают радио, смотрят видео или просто работают, благо современные электронные средства это позволяют. Изменить свои привычки их может заставить разве что серьезное городское переустройство: новые перехватывающие парковки, удобный и мобильный общественный транспорт, серьезные экономические ограничения для въезда в центр города. Какой из этих пунктов остался пока без внимания городских властей? Да, пожалуй, ни одного.

А дороги? Дорог должно быть больше, и разных — поперечных, подземных, надземных, бессветофорных; их количество и качество рассчитывают сегодня не столько люди, сколько сложные компьютерные программы, которым по зубам мегаполисы, подобные Москве. Разумеется, в одночасье такие перемены не происходят, и пересадить моего соседа с его авто на общественный транспорт сразу не получится. Так стоит ли вставлять палки в колеса и прежде времени паниковать — город меняется к лучшему, и это в наших общих интересах.

К тому же ситуация складывается любопытная: митинг согласован, погода отличная, анонсировали событие активно, за дело взялись ведущие оппозиционные силы… А народ не пришел! Почему? Возможно, потому, что протеста как такового и нет.

Что же касается митинга, то очень хотелось посмотреть на реальный городской протест. А он на поверку оказался плодом стандартных политических технологий. Причем весьма противоречивых, поскольку появился от не любящих друг друга «родителей» — КПРФ и «Яблока». Среди них нет согласия, а объединяются они только для того, чтобы поругать власть. На деле — пускают пыль в глаза, противоречат сами себе. И, главное, не могут дать жителями правдивый ответ: а может, Москве все-таки нужны дороги?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру