Западный Берег между войной и миром

Как живётся израильтянам в палестинской окружении?

И без того напряжённые палестино-израильские отношения в 2012 году существенно обострились. Получение ПНА статуса государства-наблюдателя при ООН не обрадовало Израиль. Палестинцев же, очевидно, едва ли воодушевит план возведения Израилем нового города на юге Западного берега. О планах построить там более полутысячи домов не так давно заявил председатель регионального совета Гуш-Эцион (где и будут расположены поселения) Давид Перел. Гуш-Эцион когда-то был лишь группой еврейских деревень, возникших на Западном берегу во второй половине 20-х годов прошлого века и разрушенных во время арабо-израильской войны 1948 года. После Шестидневной войны 1967 года поселения были восстановлены, однако международное сообщество не признаёт их законными, так как она располагаются на Западном берегу, который, как считается, Израиль оккупировал. «МК» удалось поговорить с Шаулем Гольдштейном, мэром Гуш-Эциона - о развитии поселений, перспективах и о не теряющем остроту палестино-израильском вопросе.

Как живётся израильтянам в палестинской окружении?

- Шауль, расскажите немного о поселениях Гуш-Эцион.

- Значительная часть библейских историй произошла на территории Гуш-Эциона. Большая его часть расположена в горах Иудеи, откуда и пошло имя «иудей». Там родился царь Давид, там пророчествовал Амос, именно в этих местах произошли битвы маковеев с греками. Это был также центр последнего крупного восстания евреев за независимость — в 132-135 года нашей эры, против Рима. После 1800 лет изгнания первые еврейские поселенцы прибыли на эту территорию в 1927 году, в 1929 году арабы убили часть из них, а остальных изгнали. В 1933 году евреи вернулись снова, а уже в 1936 году были новые нападения арабов и поселенцам пришлось уйти, несмотря на то, что вся земля была куплена ими. Тогда евреи вернулись в 1943 году, а в 1948 году, в ходе войны за независимость Израиля Гуш-Эцион пал в результате длительной осады. Это произошло за день до провозглашения независимости израильского государства. С тех пор каждый год в это время у нас отмечают день павших воинов. В боях за Гуш-Эцион погибло 240 человек. 19 лет спустя Израиль освободил Гуш-Эцион — тогда премьер-министр Давид Бен-Гурион сказал, что лишь благодаря героизму участников борьбы за Гуш-Эцион Иерусалим остался в пределах Израиля. Три месяца спустя после Шестидневной войны, дети, оставшиеся сиротами после падения Гуш-Эциона, основали первое новое поселение в этом районе — Кфар-Эцион. В настоящее время на этой территории располагается 20 поселений, где проживает 70 тысяч евреев.

- Есть ли там выходцы из СССР? Предпринимаются ли меры для сохранения и развития русской культуры?

- Русских много — порядка 15-20%. В данный момент мы планируем открыть училище драмы и музыки, где большинство учащихся и преподавателей будут выходцами из Советского Союза.

Велвл Чернин, бывший исполнительный вице-президент Российского еврейского конгресса, проживающий в поселении Кфар-Эльдад: «От себя как отец могу сказать следующее. Во-первых, в Израиле существует понятие «иностранный язык, являющийся родным языком учащегося» - под него попадает и русский. Его можно изучать в школе, сдавать на аттестат зрелости. Есть дополнительные занятия, проводимые на русском. Кроме этого, в самом Гуш-Эционе издаётся ряд журналов на русском - «Иерусалимский журнал», например, членом редколлегии которого я являюсь».

- Как обеспечивается высокий уровень безопасности?

- Во-первых, мы уверены, что это наши земли, мы имеем на них исторические права. Кроме этого, эти земли куплены евреями. В-третьих — израильская армия весьма эффективна. И, наконец, несмотря на утвердившийся стереотип, у нас хорошие отношения с арабскими соседями.

- Вы говорили, что помогаете арабам строить дома, например. Как вообще протекает взаимодействие с ними?

- С момента подписания соглашений в Осло, я не отвечаю за арабское население, только за еврейское. Однако, условия, в которых арабы живут — не идеальны. Поэтому мы выстраиваем с каждой конкретной деревней проекты, которые могли бы повысить их уровень жизни.

- Видят ли соседи-арабы себя в перспективе как самостоятельное государственное образование?

- Есть разные мнения, но когда заходит речь о возможной разграничительной линии между арабами и евреями — большинство из них хочет оказаться на израильской стороне.

- С чем это может быть связано?

- Эти тенденции начались уже давно. Израиль — единственное демократическое государство в регионе. Во-вторых, уровень жизни в Израиле выше, чем в других странах — мы говорим о простых гражданах, а не о шейхах.

- Если говорить не о Гуш-Эционе, а о палестино-израильском конфликте в целом — какова Ваша позиция в этом вопросе? Как Вы оцениваете действия международного сообщества в этой области?

- По моему мнению, международное сообщество принимает решения и выдвигает требования, не соответствующие интересам Израиля. Израиль освободил Иудею и Самарию, это наши земли, не входившие никогда в какое-либо другое государство. Поэтому я думаю, что мы можем жить с палестинцами, но вся эта территория — это территория Израиля. Второй аспект — это безопасность. Без Иудеи и Самарии ширина Израиля 12 км — невозможно в рамках подобных границ защитить государство. Ширина Израиля с Иудеей и Самарией равна 70 км. Если мы уйдём с этих территорий, каждый террорист сможет сбить любой наш самолёт, ведь расстояние между ними и аэропортом — 6 км.

- В свое время президент США Обама поддержал инициативу возвращения Израиля к границам 1967 года. Как вы оцениваете это?

- Барак Обама — яркий антиизраильский политик. Он пытается сблизиться с арабскими государствами. Интересы Израиля, мягко говоря, не находятся в сфере его интересов. При всём уважении к президенту США, нам нельзя рисковать безопасностью нашей страны.

- Проживая на столь «взрывоопасной» территории — не ощущаете ли себя как на вулкане?

- Есть такое ощущение, оно свойственно всем израильтянам. Мы окружены большим количеством враждебных к нам государств. За 60 лет мы пережили три большие войны и три маленькие, четыре периода тяжёлого террора, тысячи убитых. Мы действительно думаем, что живём на вулкане, но понимаем, какая у нас альтернатива. Поэтому мы должны быть сильными и смелыми.

- С чем Вы могли бы связать большое количество враждебно настроенных по отношению к Израилю стран?

- Есть различные группы государств. Одни способны признать существование любого немусульманского государства на Ближнем Востоке. Другие — это, зачастую, страны третьего мира - несмотря на помощь, оказываемую им Израилем ранее, выступают против нас. В европейских странах с сильной мусульманской общиной распространено неприятие Израиля — Голландия, Франция, скандинавские страны. Поддерживать Израиль сегодня считается неполиткорректно. Я не хочу сказать, что мы во всём всегда правы. Но стоит посмотреть, как мир реагируют на события, происходящие у нас и в других местах. В Судане можно истребить целый народ, но если по тем или иным причинам погиб палестинец, то это непременно связывают с Израилем.

- Понятно, что есть страны, поддерживающие Израиль, и выступающие против него. Но чем может быть вызвана сама по себе открытая неприязнь к Израилю?

- В 1927 году первые евреи приехали в Гуш-Эцион, и не было еврейского государства, и не было поселений. А арабы убивали евреев каждый день — почему? Евреи были меньшинством, не говорили и даже не могли мечтать о независимом государстве. И тем не менее арабы не принимали их с распростёртыми объятиями. У арабов много сил. Это нефть и рынки. И они заставляют весь мир считаться с собой, за счёт денег. А с тем, что все считают Израиль главной проблемой на Ближнем Востоке — нам надо бороться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру