На территории России найдены динозавры Юрского периода

В Забайкальском крае обнаружены останки двух самых древних из найденных до этого момента динозавров, обитавших на территории нашей страны.

Прошедшей осенью в падь Кулинде Чернышевского района Забайкальского края было найдено самое древнее в России захоронение позднеюрских динозавров-компсогнатов. К этому месту в июне 2011 года уже запланирована научная экспедиция, на которую правительство Забайкальского края выделило 350 тысяч рублей. В предстоящую экспедицию, помимо читинских палеонтологов, отправятся и трое московских специалистов.

Компсогнат. Рисунок с сайта dinopedia.ru

Животные были обнаружены в сотни метрах друг от друга. Один из них относится к травоядным, а второй - к плотоядным хищникам. Найденные забайкальские динозавры отличаются от других морфологическими особенностями костей и трехпалыми лапками. Доисторические существа были покрыты оперением.

Первый из двух известных экземпляров компсогната (Compsognathus) был обнаружен палеонтологом-любителем Оберндорфером в тонкозернистых, так называемых "литографских" известняках в Золенгофене на юге Германии. Этот великолепный экземпляр в 1861 году описал Андреэс Вагнер. Компсогнат достигал в длину 74 сантиметра и весил менее 3 килограммов. Это был один из самых маленьких динозавров. Вторая хорошо сохранившияся окаменелость была найдена  во Франции в 1972 году. "Внутри" одного экземпляра оказались кости мелкой ящерицы баваризавра — остатки последней пищи динозавра.

Есть информация о том, что в 2010 году в Португалии были обнаружены зубы, которые вероятно принадлежат компсогнату. Кроме того, имеется и сообщение, что останки компсогната недавно были найдены и на севере Китая.

Небольшой, размером с индейку, прямоходящий, хищный динозавр-ящер жил около 150 миллионов лет назад, в конце юрского периода и питался ящерицами и насекомыми.

Останки древних животных находили в Забайкалье и раньше. Например, в начале XX века на двух угольных месторождениях были найдены две кости.