Лекарства для детей с ВИЧ: 8 аукционов сорвано, в 50 регионах к закупкам на этот год еще не приступали

Светлана Пронина, эксперт ОП РФ: «Это хаос, помноженный на 83!»

«Аукцион - продажа жизней!», «Дети ушли с молотка!» - арт-акция под такими лозунгами прошла сегодня в Москве возле дверей крупной компании-дитрибьютора лекарств. Провели ее активисты движения «Пациентский контроль».

Светлана Пронина, эксперт ОП РФ: «Это хаос, помноженный на 83!»

Дело в том, что в конце прошлого года были децентрализованы закупки лекарств для лечения ВИЧ и гепатитов В и С. То есть, то, чем раньше занимался Минздрав, теперь занимаются 83 региона. Результат: уже сейчас в ряде территорий лекарства на исходе, более 50 областей вообще пока не приступали к закупкам. А на 20 аукционов не вышли дистрибьюторы — их не устроили цены и объемы лотов. Больше всего пострадали дети: именно их формы — сиропы — значились в сорванных аукционах.

Перебои с лекарствами против ВИЧ-инфекции продолжались несколько лет подряд: Минздрав никак не мог отладить систему аукционов. И вроде бы, в прошлом году все прекратилось. Но сейчас, когда закупки отданы регионам, все пошло по-новой с той только разницей, что сейчас непонятно, кто за что отвечает. Но уже очевидно, что больше всего пострадают дети.

- И раньше был хаос с закупками, - говорит Светлана Пронина, эксперт ОП РФ, руководитель проектов РОО «Право ребенка». - Теперь это хаос, помноженный на 83.

- Младенцы таблетки глотать не могут, и для них выпускают сиропы, - объясняет исполнительный директор сети женщин с ВИЧ «Е.В.А» Александра Волгина. – Но детских форм препаратов у нас не так много. Поэтому детский рынок более уязвимый. И вот что мы видим сегодня: две недели назад пришло сообщение — в Иркутске закончилась детская калетра. Пациентам предложили перейти на таблетки. Но мало того, что для ежедневного приема ребенку это не подходит! Это вообще другая формула! Это взрослый препарат…

Сироп для иркутских малышей «Пациентский контроль» искал по всему СНГ – у кого что осталось. Потом искали сумку-холодильник, потом – человека, который туда летел. И там уже мамы делили препарат между собой. Иркутский СПИД-Центр занял (!) сироп у какой-то другой области и спешно объявил аукцион. Но пройдет ли он?

- Повсеместно мы так делать не сможем, - говорит Волгина, - надо что-то сделать с системой. Но самое страшное, что аптечки в очень многих городах на исходе, детские, в том числе. Мы каждый день получаем сообщения о нехватке препаратов…

Проблема с аукционами очень старая, и «Пацконтроль» занимается ею очень давно. Но теперь, когда вся ответственность передана в регионы, стало непонятно: а кто-то вообще за закупки отвечает?

- В свое время Минздрав срывал аукционы, - говорит Светлана Пронина. – И потом было решено, что раз они не могут сами их по-человечески проводить, то надо все передать на уровень регионов. Но стратегии-то нет никакой! Если в регионе два ребенка с ВИЧ, ну понятно же, что с таким малыми лотами дистрибьюторы работать не будут! И что делать? Кто им купит? Но Минздрав до сих пор не имеет стратегии ни по закупкам, ни по заменителям грудного молока, вообще никакой стратегии по борьбе с ВИЧ! И это в то время, когда весь мир стремится к цели «Ноль новых случаев инфицирования»...

Пациенты с ВИЧ ведут мониторинг ситуации. Во многих регионах активисты узнают о положении с лекарствами, и потом все сводится в единую базу. А в последние года они стали следить и за аукционами.

- Децентрализации боялись давно, - говорит Сергей Головин, координатор Консультативного совета пациентов в Восточной Европе и Центральной Азии. – И не зря. Переход подготовлен не был. Сейчас регионы пытаются перестроиться, но у них очень плохо получается. Много зависит от дистрибьюторов, денег, от умения руководства. А плохой опыт у нас уже был, когда в 2011 году были децентрализованы закупки тест-систем на обнаружение ВИЧ. В результате - массовые сообщения о дефиците. Где-то тесты были закуплены на четверть, где-то без тестирования остались тюрьмы и колонии, где-то тесты проводили только беременным…

Сегодня около 50 регионов еще не объявили закупки АРВ-терапии. В базе «Пациентского контроля» огромное количество жалоб на смену схем по причине отсутствия препаратов (Сочи, Санкт-Петербург, Уфа, Владивосток, Иркутск, Иваново). Около 20 аукционов были объявлены, но не состоялись, из них 8 - по детским формам – Свердловская область, Владивосток, Новосибирск.

- Продавцы просто не вышли, - рассказывает Волгина. - Рынок детских препаратов невелик и, очевидно, непривлекателен. Фарма говорит о социальной ответственности, но тут они, видимо, решили, что им это невыгодно…

- Есть и другие особенности закупок – продолжает Головин. - Вместо одной комбинированной таблетки закупают горсть. Идет рост цен: если в прошлом году Минздрав закупал препарат по, условно говоря, 6 тысяч за упаковку, то сегодня некоторые области предлагают почему-то 8 тысяч. А это значит, что деньги кончатся быстрее, и на всех лекарств не хватит. Кроме того, мы боимся, что регионы пойдут на закупку дешевых, но неэффективных, токсичных лекарств…

Вот такие пока результаты «децентрализации закупок»: лекарства заканчиваются, аукционы еще не объявлены. Но детям нужен сироп прямо сейчас. Они без него умрут.

Или им отдадут свои таблетки взрослые. Тогда умрут они?

Беда в том, что на этот вопрос сегодня никто не ответит. Некому. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру