МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

17 мая в Парке Горького случится Жизель

Легендарные партии исполнят звезды балета

Не сказать, чтобы такого не случалось никогда, но акция, которую Парк Горького проводит при поддержке правительства Москвы совместно с Московским музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко, не совсем обычна. А называться она будет «Ночь в парке»… Из театра в Парк культуры и отдыха будет перенесен целый классический спектакль. И не какой-нибудь, а один из самых древних — ему 175 лет, — но почти в неизменном виде сохранившийся до наших дней: «Жизель», созданный хореографом Жюлем Перро и Жаном Коралли в Парижской опере аж в 1841 году.

Солист Музыкального театра Денис Дмитриев в партии Альберта в балете "Жизель" (фото: Вадим Лапин)

Из театра его перенесут со всеми декорациям и разместят на специально выстроенной сцене в парке на Большом Массовом Поле. Так что абсолютно бесплатно этот спектакль смогут посмотреть все желающие (а поместиться там сможет около 10 тысяч человек). Аналогичный опыт «Стасик» уже однажды проделывал. Только было это на фестивале в Гранаде — в сказочных садах Альгамбры. Да и для истории парка такая акция не в новинку: театральные постановки уже проводились в Парке культуры и отдыха в 30-е годы на Острове танца на Голицинском пруду, причем именно балет «Жизель» пользовался тогда особым успехом у публики. Вот что писал по этому поводу первый директор Парка Горького Бетти Глан в своих воспоминаниях: «Особую прелесть придавало спектаклю природное окружение — цветущий кустарник возле дома Жизели, зеленая поляна, где она встречается с заблудившимся на охоте принцем».

Солист Музыкального театра Денис Дмитриев в партии Альберта в балете "Жизель" (фото: Вадим Лапин)

В репертуаре Музыкального театра этот балет появился более 20 лет назад — в 1991 году. Перенесла его из Мариинского театра Татьяна Легат, вдова «космического Юры» — легендарного танцовщика XX века Юрия Соловьева — и наследница не менее именитой старинной балетной династии Легатов.

Балет имеет поэтичнейшую историю, и, как всякая балетная история, это история любви. Мы никогда не узнаем, как танцевала «Жизель» первая исполнительница партии — великая балерина XIX века Карлотта Гризи, но никогда не забудем ее хотя бы потому, что два не менее великих человека — хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье — были влюблены в красотку и создали для нее спектакль, который вошел в анналы театральной истории и стал одним из главных символов романтического балета.

В основу сюжета положена старинная романтическая легенда о виллисах — невестах, умерших до свадьбы. В полночь они выходят из своих холодных могил и танцуют, словно стремясь продлить девичьи игры. Но горе путнику, который встретится им! Одержимые мстительным чувством, они до изнеможения кружат его в своем смертельном хороводе, пока тот не упадет замертво. «Жизнь — танец — смерть» — такой соблазнительный литературный материал не смог пропустить Генрих Гейне, который странствовал по Европе и собирал входившие тогда в моду народные предания, легенды сказки.

Солист Музыкального театра Денис Дмитриев в партии Альберта в балете "Жизель" (фото: Вадим Лапин)

Почти одновременно с путевыми заметками Гейне опубликовал новый цикл стихов, главной героиней которого была 15-летняя испанка по имени Жизель, и Виктор Гюго. Больше всего Жизель Гюго любила танцевать, и смерть настигла девушку в дверях бальной залы, где, не зная устали, та проплясала всю ночь. Теофиль Готье — самый известный балетный либреттист XIX века — и модный сценарист Сен-Жорж тоже не смогли противостоять искушению и взяли эти сюжеты в обработку. Музыку написал Адольф Адан, а за хореографию взялись Жан Коралли и его вечный соперник Жюль Перро.

Перро так был увлечен постановкой, которая должна была прославить его жену — балерину-гастролершу Карлотту Гризи, что не замечал того, что уже обсуждал весь Париж. Не замечал иногда сочувственных, а порой и злорадных взглядов, направленных в его сторону… Бурный роман его жены с красавцем премьером Люсьеном Петипа, исполнителем роли возлюбленного Жизели графа Альберта и старшим братом будущего балетного классика Мариуса Петипа, не являлся ни для кого секретом. Перро узнал об этом последним. Бешенство и отчаяние охватили его, и, бросив балет незаконченным, он бежал из Парижа. А 28 июня 1841 года в Парижской опере состоялась премьера — «Жизель, или Виллисы» с Карлоттой Гризи и Люсьеном Петипа в главных партиях. Хореографом значился Жорж Коралли, завершивший поставку. Имя Перро даже не упоминалось в афишах…

Солист Музыкального театра Денис Дмитриев в партии Альберта в балете "Жизель" (фото: Вадим Лапин)

С тех пор заветную партию мечтают станцевать все балерины. Она была в репертуаре таких звезд, как Галина Уланова, Ивет Шовере, Екатерина Максимова. Но главной Жизелью века XX стала все-таки не одна из них, а Ольга Спесивцева. Из-за гражданского брака с одним из влиятельнейших большевистских комиссаров, имевших самое близкое отношение к ЧК, Борисом Каплуном ее называли даже Красной Жизелью. А критики — за поэтичность исполнения — «плачущим духом». Чтобы достоверно сыграть эту партию на сцене, балерина посещала дома сумасшедших, где изучала поведение душевнобольных (ведь Жизель перед смертью сходила с ума), ходила смотреть на столь частые в революционном Петрограде расстрелы (муж устаивал ей такие будоражащие кровь экскурсии). В реальной жизни балетная звезда и сама много лет спустя впала в безумие, и хореограф Борис Эйфман посвятил ее печальной судьбе один из самых лучших своих балетов. Он так и назвал его — «Красная Жизель».

На открытом воздухе в Парке Горького легендарные партии исполнят блистательные балетные артисты уже сегодняшнего дня — Денис Дмитриев и Наталья Сомова. Наталья буквально на днях стала лауреатом престижнейшего в балетном мире приза «Душа танца» в номинации «Звезда», а Денис — один из самых многообещающих и красивых артистов своего поколения. Удлиненные линии тела делают его танец поэтичным и выразительным, прыжок танцовщика — легок и полетен, а образы, которые он создает на сцене, всегда продуманны и глубоки. Несмотря на то что в театре Дмитриев далеко не новичок, и в репертуаре артиста — такие партии, как Зигфрид в «Лебедином озере» или принц Щелкунчик в одноименном балете Чайковского, графа Альберта Денис станцует всего во второй раз. Так что на открытой сцене Парка Горького у него практически дебют.

Несмотря на плотный репетиционный график, «МК» удалось дозвониться солисту Музыкального театра, и вот что он нам рассказал:

— В принципе я репетирую как обычно, но мне очень интересно станцевать партию в таких необычных обстоятельствах, потому что на открытом воздухе — другая атмосфера, другие эмоции, другие ощущения. Я думаю, будет интересно.

— Когда ты начал подготовку к этому проекту?

— Где-то за месяц я начал репетиции. Этот спектакль я танцевал всего однажды, еще два года назад. Так что буду выходить на сцену в этом образе, как в первый раз. Времени на подготовку у меня было достаточно, поэтому захотелось изучить партию Альберта более детально, станцевать ее немножко по-другому, сделать более осмысленной, привнести свои краски. Репетирую я со своим педагогом Андреем Ивановичем Уваровым (экс-премьер Большого театра). Правда, репетировали мы пока только в залах театра, а не на воздухе. Но совсем недавно я уже выступал в спектакле «Тристан и Изольда» для многотысячной аудитории на стадионе во Франции, так что такой опыт у меня уже имеется.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах