
Павел Ященков
Публикаций: 848
В Большом театре в рамках фестиваля «Игорь Стравинский» прошли вторые в истории обменные гастроли балетных трупп Большого и Мариинского театров. В Санкт-Петербурге Большой показал балет «Мастер и Маргарита», а в Москве Мариинский представил три одноактных балета на музыку Игоря Стравинского «Пульчинелла», «Игра в карты» и свою апрельскую премьеру – балет Вячеслава Самодурова «Танцсцены».
На Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Нам нужен Дягилев» прошла мировая премьера балета «Дягилев». Двухактный балет поставил хореограф Алессандро Каггеджи на музыку Равеля и Дебюсси. В помощь молодому хореографу, как сейчас часто бывает, придали режиссера Сергея Глазкова.
Главная в балетном мире премия – Benois de la danse – в 33-й раз назвала имена своих новых лауреатов. Приз вручали на Исторической сцене Большого театра, где и состоялась церемония вручения одной из самых престижных наград, которую во всем мире именуют балетным «Оскаром». В этом году приз и сам двухдневный фестиваль «Бенуа» посвятили памяти великого хореографа XX века Юрия Николаевича Григоровича, недавно ушедшего от нас.
На Исторической сцене Большого театра прошли отчетные концерты выпускников Московской Государственной академии хореографии.
На Исторической сцене Большого театра, наконец, показали, первую в этом сезоне балетную премьеру – легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок». За дирижерским пультом – маэстро Валерий Гергиев, который стал ещё и музыкальным руководителем этой постановки. В этом спектакле на сцену Большого театра в роли Царь-девицы когда-то выходила Майя Плисецкая, а в партии Ивана - Владимир Васильев, а увидеть его рвалась вся театральная Москва.
Фестиваль «Золотая маска» в Центральном академическом театре Российской армии показал балетный спектакль Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) «Сияющий камень», выдвинутый на престижную национальную премию сразу по семи номинациям: как лучший спектакль в балете, как лучшая работа постановщика, за лучшие мужскую и женские роли, а также как лучшая работы композитора, художника по костюмам и по свету музыкальном театре.
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко уже в 31-й раз прошла церемония вручения одного из самых престижных балетных призов «Душа танца». Эта балетная премия, которую профессионалы получают из рук профессионалов, как всегда отличалась широтой охвата: всего в этом году ее получили 14 лауреатов, которые представляли разные театры, коллективы и хореографические училища страны.
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялся юбилейный творческий вечер одного из самых ярких премьеров этого театра – народного артиста России Георги Смилевски. В свои пятьдесят он по-прежнему поражает прекрасной фактурой, стройностью фигуры, осанкой настоящего аристократа и эталонным элегантным танцем. И даже вполне выигрывает сравнение с похожим на него 25-летним сыном – одним из самых молодых премьеров Большого театра, тоже выступившим на вечере.
Нынешний, уже семнадцатый по счету, Чеховский фестиваль открыли в Кремлевском дворце уникальной постановкой «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа», исполненной «Группой восточных исполнительских искусств». У этого красивого спектакля очень интересная идея… Он вдохновлен известной картиной «Панорама рек и гор» (или «Горы и воды на тысячу ли») китайского художника времен династии Сун (960–1279 годы новой эры).
Вторые после долгого перерыва гастроли на Исторической сцене Большого театра Мариинский театр приурочил к 80-летию Победы. Легендарная балетная труппа Мариинки подготовила к ним и специальную программу «Балеты на музыку Дмитрия Шостаковича», в которую вошел балет на музыку первой части Седьмой симфонии композитора, известную во всем мире как «Ленинградская симфония».
Народный артист СССР, художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2000-2004 году Борис Акимов повторил и дополнил для "МК" свои слова, сказанные на прощании с Юрием Григоровичем, которого сегодня оплакивали в стенах БТ.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии правительства Российской Федерации, кандидат философских наук, главный редактор журнала «Балет», профессор Валерия Иосифовна Уральская.
В Большом театре идет прощание с Юрием Григоровичем, с именем которого связывают золотой век Большого театра. Выступают именитые артисты, педагоги, ученики.
"Это был человек неимоверного масштаба, таланта, и хореографического и режиссерского. И при этом был очень интересный человек, как личность. С ним невероятно интересно было проводить время, причем не только в репетиционном зале. Несколько раз мне приходилось с ним тесно общаться. Уровень внутренней эрудиции и внутреннего мира у него был, конечно абсолютно неимоверный. В жизни, как человек, он всегда общался очень просто. Без какого-либо пафоса. Очень интересный был собеседник".
Последний раз знаменитый балет «Шурале», основанный на татарских народных сказках, был показан в Большом 64 года назад — 1 октября 1961 года, и больше в репертуар театра не вернулся. Зато в Мариинском театре балет гения отечественной хореографии Леонида Якобсона капитально возобновили 16 лет назад. В этом году балет — жемчужина отечественной хореографии отмечает 75-летие.
Ушла эпоха. На 99-м году жизни умер величайший хореограф современности — человек, чье имя уже вписано заглавными буквами в историю мировой культуры. Он никогда не был членом КПСС, но получил при этом свыше пятидесяти наград от разных государств. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», он во времена СССР был наиболее влиятельной фигурой в советском балете.
Такие совпадения кажутся почти невероятными… Но русский балет несет утрату за утратой. Недавно мы потеряли Аллу Осипенко – гениальную петербургскую и ленинградскую балерину. Сегодня одна за другой пришли ещё две страшные новости… Умер Юрий Григорович… Умер Юрий Владимиров…
В столице Республики Марий Эл - Йошкар-Оле - завершился Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. В этом году он проходил в номинации «Классический танец» и был посвящен 145-летию со дня рождения выдающегося хореографа Михаила Фокина.
«Проживающий в Риге по Церковной ул. № 45 вольноопределяющийся 16-го гусарского Иркутского полка потомственный дворянин Всеволод Князев из браунинга выстрелил себе в грудь. Князева доставили в городскую больницу» - написали рижские газеты в самом конце марта 1913 года, а 5 апреля по старому стилю (17 апреля по-новому), когда он скончался, скупо добавили: «Причина самоубийства неизвестна».
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» представил вторую балетную премьеру в этом сезоне. Два одноактных балета Игоря Стравинского – «Петрушка» и «Жар-птица», объединены режиссером Алексеем Франдетти под одним названием: «Стравинский. Куклы. Танцы». Помимо танцовщиков «Стасика» в спектакле участвуют как куклы, так и артисты Театра кукол Образцова.
На сцене театра «Новая опера» труппа «Балет Москва» показал премьеру спектакля лидера отечественного современного танца Татьяны Багановой «Кармен в моей голове». Баганова обращается в своем новом спектакле не к известным балетам на музыку Жоржа Бизе, а именно к литературному произведению, новелле Проспера Мериме. написанной в 1845 году, пытаясь «очистить ее от слоя стереотипов и увидеть историю глазами рассказчика».
Пермский театр оперы и балета имени Чайковского показал премьеру одноактного раритетного балета Стравинского «Орфей». Этот балет больше нигде в мире не исполняется. Поставил его худрук труппы Алексей Мирошниченко. В своем новом спектакле хореограф продолжает дальнейшее исследование античных сюжетов, которое он предпринял в главной премьере Пермского театра в этом сезоне – балете «Сильвия»…
Мариинский театр показал первую балетную премьеру своего 242 сезона – балет Вячеслава Самодурова на музыку Стравинского «Танцсцены». Премьера стала ещё и первым проектом нового художественного руководителя балетной труппы Мариинского театра Андриана Фадеева в этом качестве. Помимо всего прочего, это первая постановка Самодурова в родном театре как хореографа и потому особенно важная для него лично.
Этого артиста знает весь мир. Имя Владимира Васильева стоит в ряду самых легендарных имен мирового балета. А об их паре с Екатериной Максимовой говорят как о золотом дуэте XX века. Сегодня ему исполняется 85, но застать знаменитого танцовщика отдыхающим от дел невозможно…
В театре «Шостакович Опера Балет» в рамках Первого международного фестиваля Наследие прошла премьера программы «Балеты императорского двора». Худрук Самарского балета Юрий Бурлака является известным во всем мире специалистом по старинной хореографии, поэтому именно этот театр ведет особенно активную деятельность по сохранению классического наследия в своем репертуаре.
Такой популярности у балетных фанатов, казалось, ничто не предвещало. Папа хотел, чтобы сын стал хоккеистом, но он стал сначала фигуристом, а потом балетным танцовщиком. Алексея Путинцева первоначально даже не взяли в Большой театр, и он уже успешно прошел показы в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и в Михайловский театр в Санкт-Петербурге… Как вдруг его величество случай все переменил в судьбе.
Не все знают, что появлению на свет знаменитой рождественской песенки в 1905 году «В лесу родилась ёлочка», под которую у нас дети в детском саду водят хороводы, мы обязаны именно балету «Щелкунчик» и его создателям – Петру Ильичу Чайковского и балетмейстеру Льву Ивановичу Иванову.