Павел Ященков
Публикаций: 788
Приезд международной балетной звезды Натальи Осиповой в Санкт-Петербург для единственного выступления в балете «Золушка» вызвал в городе такой ажиотаж, что зрители брали Михайловский театр чуть ли не штурмом. Из-за небывалого наплыва публики, да еще в самый разгар пандемии, худруку Владимиру Кехману пришлось даже объясняться с Роспотребнадзором и ужесточить в театре ограничительные меры. Да разве зрителей этим остановишь…
Гастроли такого театра, как Мариинский, всегда относятся к событиям особо важным в культурной жизни столицы. Тем более что прославленная на весь мир балетная труппа этого театра с полноценными спектаклями не посещала Москву уже много лет.
3 золотые, 5 серебряных и 6 бронзовых медалей – таков итог главного национального балетного соревнования нашей страны - «Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов». В этом году конкурс проходил по самой важной номинации: «Артисты балета».
Последним спектаклем, которым Большой театр завершил свой фестиваль в честь одного из величайших танцовщиков XX века Владимира Васильева, стал балет «И воссияет вечный свет». В Москву его привёз Татарский академический государственный театр оперы им. М. Джалиля. Перед нами - титаническая по размеру и замыслу театрально-хореографическая симфония, где на сцене присутствует 144 человека: из них 62 человека - хор, 25 артистов кордебалета, 5 пар солистов балета, четыре солиста оперы и ещё оркестр!.
«Непревзойденная, завораживающая, экстравагантная, дерзкая, многогранная, великая» - высвечиваются гигантскими буквами на экране слова. На Исторической сцене Большого идёт концерт, посвященный 95-летию со дня рождения балерины ставшей легендой XX века - Майи Плисецкой…
Несмотря на всемирную пандемию и прочие сопутствующие обстоятельства, один из самых знаменитых и престижных во всем мире балетных конкурсов «Арабеск», носящий с 2012 года имя легендарной балерины Екатерины Максимовой, прошел в этом году в 16 раз и вопреки всему не снизил свою планку. На фасаде здания Пермского театра оперы и балета им. Чайковского флаги разных стран, и в то время, как почти везде балетная жизнь надолго замерла, здесь как в кипящем котле танца она бурлила с неимоверной силой.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича- Данченко назначили нового генерального директора. Им стал Андрей Борисов, который в течение двух лет возглавлял Пермский театр оперы и балета им. Чайковского.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко выпустил первую премьеру своего 102-го сезона. Балет «Вариации» Владимира Бурмейстера оказался и последней премьерой для гендиректора МАМТа Антона Гетьмана, сразу же переведенного на пост директора театра «Новая опера». Аналогичный случай в истории этого балета уже был: непосредственно перед его постановкой в Гранд-Опера более полувека назад в легендарном театре тоже произошла смена руководства.
Непривычная пустота зрительного зала, записанные аплодисменты, завершающие выступления участников, ставшие уже привычными маски и измерение температуры на входе – теперь это, увы, реальность. Именно в таких условиях в Перми проходит один из самых престижных в мире балета международных конкурсов — открытый конкурс «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.
29 октября отмечается Всемирный День Балета - WorldBalletDay . Это крупнейшее событие пройдет в сети с участием 32 компаний из 26 стран и 6 континентов. В прошлом году за Всемирным днём балета следили 315 миллионов пользователей соцсетей в разных странах.
Блеск музыки Лео Делиба и переделанный Артюром Сен-Леоном и Шарлем Нюиттером незатейливый сюжет из произведений находившегося на пике популярности Эрнеста Теодора Амодея Гофмана словно глоток шампанского опьянили парижан на премьере балета «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» 25 мая 1870 года, а несколько месяцев спустя в стране разразилась эпидемия холеры. Поставленный ровно через 150 лет спектакль, открывший 188 сезон Михайловского театра, тоже ставился в условиях пандемии.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко официально объявил об отмене своей первой балетной премьеры, намеченной на этот сезон. Как стало известно, балет испанского хореографа Гойо Мантеро AUREA («Золотое сечение») переносится на неопределенный срок. Такое решение связано с внезапной болезнью балетмейстера.
Наполовину заполненный зрительный зал, строгая шахматная рассадка, зияющие проплешины мест, которые нельзя занимать, масочный режим – картина уже привычная для театралов. В таких условиях, ужесточенных ещё и недавней отменой спектакля в связи с болезнью исполнителя Ильдара Абдразакова, у которого выявили коронавирус, через несколько дней после оперы «Дон Карлос» Большой театр открыл свой уже балетный сезон.
В фойе театра на Большой Дмитровке и на его лестницах предупредительные просьбы: «Пожалуйста, сохраняйте дистанцию 1,5 метра друг от друга»… На спинках кресел, которые зрители не должны занимать, надписи более шутливые: «Здесь Терпсихора. Осторожно! Не спугните музу»»… Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко открыл свой 102-й сезон грандиозным гала-концертом в двух отделениях.
Сегодня на 83-м году ушел из жизни народный артист России, многолетний солист балета Большого театра, педагог-репетитор балетной труппы Владимир Никонов. Еще 31 июля, после выхода на работу он был госпитализирован с высокой температурой и подозрением на коронавирус. Официально этот диагноз врачи так и не подтвердили, шли исследования, но у Владимира Леонидовича начала развиваться тяжелейшая пневмония.
Последние новости культуры, как тревожные вести с фронтов: в Большом театре из-за артистки кордебалета, подхватившей «корону», на карантин закрыли всех, находившихся с ней в контакте. Вспышка вируса в хоре «Новой оперы». Мариинка, первая возобновившая работу, снова с диагнозом. Как артисты оперы и балета, которые по сути работают собой, восстанавливают форму, по которой катком прошёл вирусный пришелец?
Через десять дней после объявления своих планов Большой театр сверх объявленной программы внезапно анонсировал ещё одну премьеру, которой суждено стать первой в мире премьерой эпохи коронавируса в балетном театре. Причем, именно ей балетная труппа театра и откроет свой 245-й сезон.
С начала августа большинство российских театров в условиях все еще действующих ограничений готовится к открытию очередных сезонов. Такие театры, как Мариинский, сезон, собственно, и не закрывали и стали для всего мира своего рода экспериментальной площадкой, на которой отрабатывались условия возвращения к постпандемийной жизни.
Двумя Гала-концертами 4 и 10 сентября Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко решил открыть свой уже 102-й сезон. Первый - «Чайковский. Страсти по опере» - будет посвящен 180-летию великого композитора, которое отмечалось во время пандемии 7 мая. Грандиозный же балетный Гала символизирует возвращение на сцену балетных артистов и их долгожданную встречу со зрителями.
Как известно, Мариинский театр первым в мире еще в июне до отмены всяких ограничений открылся для зрителей и стал для всех своего рода экспериментальной площадкой, на которой отрабатывались условия возвращения к постпандемийной жизни. Разумеется, в этом был большой риск. Теперь некоторые наблюдатели склоняются к тому, что такое решение было поспешным: сегодня из-за вспышки в балетной труппе коронавируса спектакли приходится отменять.
Пандемия не кончилась, ситуация в стране не стабильная, поэтому вполне естественно, что в больших коллективах, выходящих на работу после карантина, могут обнаружить зараженных COVID-19. Конечно, нет ничего удивительного в том, что когда коллективы театров после вынужденного простоя возвращаются к работе, даже несмотря на введенные строгие меры безопасности, больные всё равно выявляются. Что реально происходит в главном театре страны, выяснил балетный обозреватель «МК».
После открытия юбилейного 245-го сезона гастролями в древнем городе Херсонесе Большой театр обнародовал свои планы. Поскольку сбора труппы из-за пандемии театр решил не проводить, пресс-служба Большого просто разослала эти планы журналистам по электронной почте. Итак, после показа гастрольной программы в Крыму, театр наконец открывает свой юбилейный сезон уже в Москве на Исторической сцене: 6, 8, 10 сентября к такому случаю покажут спектакль «Дон Карлос».
Свой юбилейный 245-й сезон Большой откроет выступлениями в древнейшем городе Херсонесе, основанном греками в Северном Причерноморье на Гераклейском полуострове ещё в V в. до новой эры и просуществовавшего вплоть до XIV в. новой. По причине пандемии в конце прошлого сезона Большой театр, как известно, отменил свои гастроли в Новосибирске, не поехал во Францию и США, но новый сезон, тем не менее, всё равно начинает с гастролей.
В пятницу во сне умерла Зизи Жанмер, выдающаяся танцовщица и певица, звезда «Казино де Пари», жена и муза великого французского хореографа Ролана Пети. Зизи, как её все называли, пережила своего мужа на 9 лет.
В Москве и других городах с 1 августа разрешено открытие театров для публики. Но пока во всем мире думают, да гадают, что же делать с театрами в ситуации отмены ограничений, вызванных пандемией, как быть со зрителями и как не допустить, чтобы они перезаражали друг друга, Мариинский театр, по сути, стал такой экспериментальной площадкой, где все эти вопросы пытаются проверить на практике.
Прошедшие в начале июля выпускные экзамены в хореографических учебных заведениях в этот раз сильно отличались от обычного сценария. Как правило, в училищах такого рода – это красивый отчетный концерт в конце учебного года, для которого выпускники и другие ученики младших и старших классов и курсов готовят обширную программу, показывают, какие умения и навыки приобрели за время обучения.
Пермский театр оперы и балета им. Чайковского покидает худрук прославленного балетного коллектива Алексей Мирошниченко, который стоял во главе труппы более 10 лет с 2009 года. Новым руководителем пермского балета станет Антон Пимонов. Напомним, ровно год назад труппу покинул и соратник Мирошниченко Теодор Курентзис, осуществлявший общее художественное руководство театра с 2011 года.
Сообщения приходят одно за другим. «Американский Балетный Театр» (ABT) объявил о закрытии своего осеннего сезона… Отменены спектакли «Нью-Йорк сити балле» (NYCB), в том числе и самый популярный спектакль «всех времен и народов» «Щелкунчик», неизменно идущий в Нью-Йорке в постановке Джорджа Баланчина, начиная с 1943 года под Рождество, и приносивший театру колоссальную прибыль…. Парализована вся отрасль американских исполнительских и зрелищных мероприятий…
Ушел из жизни Николай Фадеечев, народный артист СССР, педагог-репетитор Большого театра, бывший премьер этой труппы, входивший в «золотую» плеяду танцовщиков этого театра 50-60-х годов, партнер легендарных балерин - Галины Улановой и Майи Плисецкой. Николай Борисович покинул этот мир на 89 году жизни. Он страдал тяжелой формой диабета и скончался сегодня в Городской клинической больнице № 67-й от сердечной недостаточности.
Практически все театры мира в результате пандемии находятся сегодня в финансовом тупике, терпят громадные убытки и ищут способы их преодоления. Парижская Опера на прошлой неделе вообще до конца года закрылась на ремонт, а вот лондонский Ковент-Гарден предпринимает отчаянные попытки как-то возродить свою экономику и пошёл на интересный эксперимент.