Павел Ященков
Публикаций: 788
Премьера балета «Пиковая дама» по повести Пушкина и на музыку Чайковского стала последней премьерой, запущенной еще при прежнем руководителе театра Владимире Урине. Бывший гендиректор присутствовал в зале на первом премьерном показе.
Балет в России больше чем балет, перефразируя известные строки Евгения Евтушенко, так можно сказать о значении балетного искусства для России. «Зато мы делаем ракеты/И перекрыли Енисей,/А также в области балета/Мы впереди планеты всей…» — поется в известной песне другого поэта — Юрия Визбора. Для нас балет — это настоящее национальное достояние, предмет гордости и поклонения.
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко показал мировую премьеру балета «Снежная королева» своего балетного худрука Максима Севагина, сделав хороший маркетинговый ход. Накануне Нового года к двум новогодним балетам («Снегурочка» и «Щелкунчик»), уже имеющимся в репертуаре театра, руководитель балета присовокупил третий, поставив его по сказке великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена и «замахнувшись» при этом на музыку Петра Чайковского.
«Кремлевский балет» показал премьеру — балет «Клеопатра» своего основателя и многолетнего худрука — главного балетмейстера Андрея Петрова, внезапно умершего весной этого года. Это последний балет Андрея Борисовича. Кремлевские артисты посвятили его памяти своего руководителя, и в паркетном фойе театр организовал великолепную фотовыставку «Театр «Кремлевский балет» в спектаклях Андрея Петрова».
В Москве полным ходом идёт фестиваль «Видеть музыку». В рамках фестиваля Московский детский музыкальный театр имени Сац показал премьеру – балет «Двухсотлетний человек», созданный на основе научно-фантастической повести популярного американского писателя-фантаста Айзека Азимова.
На VIII Фестивале музыкальных театров «Видеть музыку», проходящем в Москве, уже показали более 40 спектаклей из 30 театров страны. Одним из лучших стал балет «Война и мир» Донецкого театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, мировая премьера которого состоялась на сцене Большого театра.
Жестокая конкуренция развернулась на балетном конкурсе Юрия Григоровича в Сочи, который на неделю превратился в балетную столицу мира. В этом году он прошел в девятый раз. 41 исполнитель из 7 стран (помимо России это Беларусь. Казахстан, Армения, Великобритания, Южная Корея, Япония) в младшей (до 19 лет) и старшей (до 28 лет включительно) группах соревновались в своем мастерстве.
Энергия, мощь и напор, а в ответ — взрывная реакция зрительного зала, крики «браво» и громоподобная стоячая овация… Экстраординарным шоу «Малево экстрим» от аргентинской танцевальной компании «Малево», которое показали в переполненном зале театра Моссовета, XVI Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова завершил свою работу в этом году.
Самый большой и амбициозный проект нынешнего Чеховского фестиваля — знаменитая «Кармина Бурана» Карла Орфа в исполнении известной компании Театра современного балета Кубы. Это крупный кубино-российский проект, в котором задействовано почти 250 человек.
Спектакль китайской танцевальной компании Чжао Лян АРТ «Чайное заклинание», что показали на Чеховском фестивале, наполнен поэзией и медитацией. Этот балет - одна из частей трилогии «Душа и желание», которая является самой известной работой компании.
Музыка «Болеро» была написана композитором в 1928 году по заказу Иды Рубинштейн именно для балетного спектакля, и вдохновлена она испанским танцем. Это музыкальное произведение длительностью около 18 минут завоевало мировую славу и исполняется как в качестве самостоятельной оркестровой пьесы, так и как балетный спектакль. Какие только хореографы не обращались к нему в XX и первой четверти XXI веков, а в постановке хореографического гения Мориса Бежара «Болеро» Равеля вообще стало культовым.
Оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов» на Исторической сцене Большой театр открывает свой 248-й сезон. А перед открытием, как всегда, прошел сбор труппы, на котором подвели итоги минувшего сезона, огласили планы на предстоящий, познакомили с артистами, пополнившими труппу, вручили премии от Попечительского совета, отметили лучших работников.
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошел сбор труппы, на котором гендиректор Андрей Борисов, художественный руководитель оперной труппы и главный режиссер Александр Титель, худрук балета Максим Севагин и главный дирижер Феликс Коробов, наконец, огласили планы на предстоящий 105-й сезон.
Большой театр из-за катастрофических ливневых дождей досрочно закончил свои недельные гастроли в Пекине, даже отменив финальный спектакль «Дон Кихот»… Таким образом, балетный сезон был завершен, и можно приступать к обсуждению его итогов.
На Исторической сцене Большого театра с грандиозным успехом прошли гастроли знаменитой труппы Бориса Эйфмана. Гениальный российский хореограф показал в Москве четыре балета, объединенные в тетралогию «Иное пространство слова». Это знаменитые спектакли по шедеврам русской классической литературы: «Чайка. Балетная история», «Евгений Онегин», «По ту сторону греха» и «Анна Каренина».
Звезда советского балета, танцовщик Большого театра его золотой эпохи, худрук балетной труппы главного театра страны в 1995–1997 годах и вот уже почти 40 лет художественный руководитель труппы «Русский балет», балетмейстер, хореограф, педагог, народный артист СССР… И всё это Вячеслав Гордеев. 3 августа самый рафинированный советский танцовщик отмечает 75-летний юбилей.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показал последнюю премьеру уходящего сезона — программу из трех новых современных одноактных балетов. Первый — «Ворга» от Ксении Тернавской — представили в первом отделении, «Последний сеанс» мастера contemporary Павла Глухова — во втором. Вишенкой на торте вечера современной хореографии оказался новый опус руководителя балета «Стасика» Максима Севагина, который и придумал программу в целом.
В Санкт-Петербурге премьерой восстановленных балетов легендарного хореографа Леонида Якобсона в Александринском театре открылся II фестиваль «Золотая коллекция», ежегодно проводимый Театром балета имени Леонида Якобсона в летние дни. Артисты труппы представят шедевры балетной классики и яркие образцы современной хореографии на сцене Мариинского, Александринского и Большого драматического театров.
На Исторической сцене Большого театра прошли концерты выпускников Московской Государственной академии хореографии, которая отмечает в этом году 250-летие со дня своего основания.
Московской государственной академии хореографии в этом году стукнуло 250! Главные празднования еще впереди, но уже сейчас, в процессе подготовки, МГАХ представила балет «Мусагет» классика отечественной хореографии Бориса Эйфмана.
Московское хореографическое училище при театре танца «Гжель» в этом году отмечает юбилей. К своему 20-летию учебное заведение показало серию концертов на различных сценических площадках Москвы. Венчал юбилейное мероприятие сборный концерт, который прошел в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. А самым необычным из четырех стал тот, на котором выступали выпускники разных лет.
Большой театр на Исторической сцене готовит к показу один из самых роскошных и психологически напряженных спектаклей своего репертуара - «Даму с камелиями» Джона Ноймайера. Этот балет давно признан классикой XX века, и в этом сезоне великий американский хореограф, руководитель знаменитой труппы Гамбургского балета, продлил театру на этот спектакль лицензию.
Часовым спектаклем «Мален» чилийской Танцевальной компании Рикардо Куракео, Чеховский фестиваль завершил первую, летнюю серию своей программы, в которой были показаны восемь спектаклей. Сейчас Чехов фест сделает небольшой перерыв. «Вторая серия» в которой будет показано еще семь спектаклей (четыре из них танцевальные) пройдет в сентябре-октябре.
На Исторической сцене Большого театра состоялась XXIX церемония вручения одной из самых престижных наград в балетном мире — приза Benois de la danse, который часто именуют балетным «Оскаром». В прошлом году приз не вручался, тогда состоялся только гала-концерт, и сейчас Benois восстановил исторически заведенный график: после церемонии вручения и гала лауреатов на другой день состоялся и традиционный концерт «Звезды Бенуа де ла данс – лауреаты разных лет».
На Исторической сцене Большого театра после восьмилетнего перерыва возобновили знаменитый балет французского хореографа Пьера Лакотта «Марко Спада», поставленный когда-то на Рудольфа Нуреева. «Марко Спада», известный также как «Дочь бандита» - второй балет Лакотта, поставленный для первого театра страны. В афишу балет вернулся взамен перенесенного на следующий сезон ранее объявленного балета «Пиковая дама» Юрия Посохова.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко прошел юбилейный спектакль балета «Лебединое озеро», посвященный 75-летнему юбилею прославленного педагога-репетитора и самой титулованной приме этого театра, народной артистки СССР Маргарите Сергеевне Дроздовой. Юбилей отмечает в этом году и само «Лебединое озеро».
Сегодня артисты балета Большого театра отправили письмо президенту России Владимиру Путину. Копию направили в Пенсионный фонд, Министерство культуры, в Попечительский совет Большого театра. Подписали письмо более ста человек - премьеры театра, заслуженные, народные артисты.
Спектаклем «Дикое танго» аргентинская компания Хермана Корнехо открыла шестнадцатый по счету Театральный фестиваль имени А.П. Чехова. Это уже второй приезд знаменитой аргентинской компании в Москву в рамках Чеховфеста, который впервые за более чем тридцатилетнюю историю проходит без своего основателя и гендиректора Валерия Шадрина, ушедшего из жизни в декабре прошлого года. Нынешний Чеховфест посвящен ему.
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, который ежегодно проводится по всем балетным специальностям, в этом году во второй раз состоялся в Йошкар-Оле, и проводился в номинации «Хореографы». Конкурс отмечает в этом году свой первый юбилей – 10 лет со дня основания.
В Йошкар-Оле во время командировки умер главный балетмейстер, художественный руководитель и основатель труппы «Кремлевский балет», крупный российский хореограф Андрей Борисович Петров. Ему было 77 лет.