Большой театр открыл 248-й сезон: грядет буря по Шекспиру

В труппу зачислен 21 новичок

Оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов» на Исторической сцене Большой театр открывает свой 248-й сезон. А перед открытием, как всегда, прошел сбор труппы, на котором подвели итоги минувшего сезона, огласили планы на предстоящий, познакомили с артистами, пополнившими труппу, вручили премии от Попечительского совета, отметили лучших работников.

В труппу зачислен 21 новичок

К новому сезону все начищено до блеска, и зрительный зал исторического здания сияет белизной и позолотой. Сотрудники и артисты вышли из отпусков еще 9 сентября, а многие начали подготовку с конца августа: после отдыха танцовщикам Большого надо успеть прийти в форму. Первый балетный спектакль не за горами. Балет «Спартак» пройдет 20 и 21 сентября, а следом 23 и 24 сентября «Лебединое озеро». Здесь ждем дебюта 19-летнего танцовщика Даниила Потапцева. Он первый в Большом театре — выпускник Академии Эйфмана. В прошлом сезоне уже станцевал Джеймса в «Сильфиде», а летом с успехом представлял Большой театр в телепроекте «Большой балет».

В зале — звезды театра, новички, которые будут работать в Большом с этого сезона. Выпускников балетных училищ зачислено аж 21 человек. Они выпускники не только Московской академии хореографии, но и Академии русского балета им. Вагановой. Пополнил балетную труппу и иностранец — итальянский танцовщик, выпускник Академии при театре Ла Скала. Среди новичков и золотой лауреат знаменитого московского Международного конкурса артистов балета и хореографов Макар Михалкин, который, несмотря на приглашение в Мариинский театр на позицию солиста, выбрал Большой, и хотя зачислили его пока только в кордебалет уже 8 октября, станцует главную партию Люсьена Д`Эрвильи в Гран-па из балета «Пахита».

В 12.01 под вспышки фотокамер в зрительный зал входят гендиректор Владимир Урин, худрук балетной труппы Махар Вазиев и Андрей Костин, которому предстоит вручать премии Попечительского совета

«Будет, будет кино», — говорит Владимир Урин, и по традиции, вошедшей в обиход с тех самых пор, когда гендиректор пришел в театр, сбор труппы начинается с маленького фильма-кинокапустника — ироничного дайджеста главных событий творческой и закулисной жизни минувшего сезона. Видеоряд кинокапустника как всегда состоял из нарезки репетиций, премьер спектаклей, юбилейных вечеров показанных за сезон, а озвучка — гэги и приколы из советских кинокомедий типа бессмертной фразы Рины Зеленой из комедии «Девушка без адреса»: «Советская девушка должна смело ходить в том, что мы внедряем». Особую линию этого фильма, посвященного теме моды, одним из авторов которого как всегда была Ирина Черномурова, составили миниатюры Аркадия Райкина. Именно голосом этого гениального артиста говорил в фильме гендиректор Большого.

После двадцатиминутного фильма места в президиуме занимают руководители театра. Министра культуры России на сборе не было, но она прислала коллективу Большого театра видеоприветствие.

Свою речь гендиректор Владимир Урин начинает с печальных событий. Он просит зал почтить память двух ушедших в последние две недели сотрудников Большого театра: оперного певца Максима Пастера и педагога-репетитора Большого театра Светланы Адырхаевой. А затем переходит к непосредственным делам Большого, начав с цифр и констатировав, что минувший сезон был одним из самых непростых в жизни театра. Правда, при этом грустно пошутил: «А потом выясняется, что последующий год был еще сложнее».

— Мы прожили непростой год, и тем не менее я бы хотел назвать всего-навсего несколько цифр. Количество спектаклей, которые мы должны были показать, мы и показал — 679! На самом деле это громадная цифра. Если убрать выходные, отпуск, праздники и так далее, получится, что почти каждый день играли по два, а то и по три спектакля.

При этом он как всегда вступил в пикировку с худруком балетной труппы Махаром Вазиевым о приоритетах оперы или балета: «Мы всякий раз, когда верстаем планы, тщательно подсчитываем, чтобы количество балетов и опер было одинаково». Далее гендиректор за отсутствием в театре музыкального руководителя, чьи обязанности он взял на себя, знакомит труппу с планами оперного и музыкального коллективов на предстоящий сезон, впрочем, уже известными. Их Большой исправно оглашает в конце каждого сезона, хотя тут, естественно, не обошлось без неизбежных корректировок.

Итак, в предстоящем 248-м сезоне нас ожидают шесть оперных (три из них состоятся на Камерной сцене им. Б.А.Покровского) и три балетные премьеры. Сезон премьер на Исторической сцене 16 ноября откроет «Адриана Лекувлёр» Франческо Чилеа. В качестве режиссера-постановщика — Евгений Писарев (дирижер-постановщик — Артем Абашев, дирижер — Филипп Селиванов). Спустя две недели — новая оперная премьера. В этот раз на Камерной сцене Большого. 30 ноября здесь покажут сразу две оперы — «Сын мандарина» Цезаря Кюи и «Соловей» Игоря Стравинского. Причем последняя — совместный проект Большого театра с Театром кукол им. Образцова (режиссер-постановщик — Алексей Франдетти, дирижер-постановщик — Алексей Верещагин). Первая весенняя премьера Большого — «Евгений Онегин» Чайковского на Новой сцене. Кинорежиссер Сергей Урсуляк впервые попробует себя в опере в качестве режиссера-постановщика (дирижер-постановщик — Филипп Селиванов). Еще одна большая оперная премьера — «Самсон и Далила» Сен-Санса (режиссер — Адольф Шапиро, дирижер-постановщик — Артем Абашев) — намечена на май. И наконец еще две премьеры на Камерной сцене. В конце апреля должна состояться премьера оперы для детей на музыку современного композитора Андрея Рубцова «Питер Пэн» (режиссер-постановщик — Нина Чусова, дирижер-постановщик — сам композитор). И завершат сезон «Паяцы» Леонкавалло (дирижер-постановщик — Антон Гришанин, режиссер-постановщик — Ханс-Йоахим Фрай).

К 150-летию со дня мировой премьеры и 200-летию со дня рождения А.Н.Островского — еще одна необычная копродукция, на которую гендиректор обращает особое внимание. В марте 1873 года Чайковский за три недели по просьбе самого драматурга написал музыку к сказке-феерии Островского «Снегурочка». Премьера 11 мая того же года состоялась в Большом театре, потому что Малый был на ремонте. И вот спустя полтора века 8 февраля на сцене Большого покажут эту весеннюю сказку Островского. Ведущие артисты Малого театра разыграют пьесу совместно с хором и оркестром Большого театра (режиссер-постановщик — Алексей Дубровский, дирижер-постановщик — Иван Никифорочкин).

Махар Вазиев перечисляет балетные планы тоже с неизменной оговоркой: «Я не исключаю, что может что-то появится, добавится, но не будем забегать вперед». Балетные планы частично перенеслись из предыдущего сезона. Так что первым 14 декабря покажут «должок» — перенесенную из прошлого сезона премьеру балета «Пиковая дама». Хореограф Юрий Посохов не успел балет подготовить. Поздно сдал свою партитуру и композитор Юрий Красавин, который в соседстве не с кем-нибудь, а с самим Петром Ильичом Чайковским писал музыку к этому балету. «Работа уже началась, мы уже достаточно много сделали, но основная работа впереди», — информирует балетный худрук ход репетиционного процесса. Заметим, что для Юрия Посохова «Пиковая дама» станет уже седьмой постановкой в родном Большом театре. Ранее экс-премьер Большого, ныне работающий в США, ставил здесь такие свои балеты, как «Магритомания», «Золушка», «Классическая симфония», «Герой нашего времени», «Нуреев», «Чайка». Дирижером первой балетной премьеры 248-го сезона будет Павел Клиничев.

Еще одним совершенно новым балетом, и тоже на музыку Юрия Красавина, станет «Буря» по одноименной пьесе Шекспира, которую поставит хореограф Вячеслав Самодуров, а дирижером-постановщиком опять же будет Павел Клиничев. Она запланирована на конец сезона (премьера 4 июля). Самодуров тоже уже ставил в Большом балеты. Один неудачный — «Ундина», и один более чем удачный — «Танцемания» на музыку того же Красавина. Другой масштабной премьерой следующего сезона станет вошедший в легенду балет «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева — один из самых популярных балетов XX столетия. «Это один из лучших наших драмбалетов», — констатирует Махар Хасанович.

«Ромео и Джульетта» в постановке Сергея Радлова и Леонида Лавровского, шедший на сцене Большого почти 40 лет, — настоящий спектакль-бренд Большого театра. Именно с него после гастролей труппы 1956 года в Лондоне началась всемирная слава компании, которую во всем мире стали называть Большой балет. Последний раз «Ромео и Джульетта» Радлова — Лавровского возобновлялся 25 декабря 1995 года, еще при директорстве Владимира Васильева. В раз балетмейстером-постановщиком станет сын хореографа – Михаил Леонидович Лавровский, а дирижером-постановщиком — Антон Гришанин. В возникшей в мире непростой политической ситуации, в условиях импортозамещения традиционный и проверенный десятилетиями репертуар Большого театра как никогда незаменим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру