Павел Ященков
Публикаций: 788
Сериалом года стал пятисерийный «Чернобыль», созданный шведским режиссером Йоханом Ренком и американским каналом НВО. Его смотрел весь мир, воспринимая как подлинную хронику событий, восторгаясь скрупулезностью воспроизведения бытовых деталей того времени. Казалось, что впервые была сказана вся правда о трагедии 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС.
Фестиваль DanceInversion вот уже на протяжении двух десятилетий является одним из самых значимых событий в области современного танца в России. 5 континентов, а также острова Новой Зеландии, Ирландии и Куба, почти 90 хореографов, 78 компаний из 30 стран — таков итог деятельности фестиваля за эти годы. Начо Дуато, Эдуард Лок, Ян Фабр, Акрам Хан, Сиди Ларби Шеркауи, Анжелен Прельжокаж, Пол Лайфут и Соль Леон — почти все мэтры современного танца, что сейчас на слуху, открыты этим фестом.
Всего три с половиной года прошло с тех пор, как Махар Вазиев стал руководителем балетной труппы Большого театра. За это время компания вышла на качественно иной уровень развития, и высокий статус труппы лишний раз подтвердили прошедшие этим летом под руководством Вазиева гастроли Большого театра в Лондоне. «Так может танцевать только балет Большого театра!
На Исторической сцене Большого представили первую и, наверное, самую интригующую премьеру 244‑го сезона — новую версию всем известного классического балета «Жизель» композитора Адольфа Адана, который по праву считается одной из вершин балетного романтизма XIX века.
Взгляд одного из крупнейших западных хореографов-модернистов начала XXI века на русскую классику представил Михайловский театр. «Баядерка» в версии Начо Дуато, безусловно, стала событием. С премьерного показа — обозреватель «МК».
Этуаль Парижской Оперы Лоран Илер руководит русской балетной труппой уже третий год, и мы сидим в его кабинете в театре Станиславского и Немировича-Данченко, а на столе, рядом с кипой рабочих материалов, лежит толстый альбом, на котором большими буквами по-английски написано имя — Рудольф Нуреев. Это учитель и наставник месье Илера. Но начинаем мы разговор почему-то с обсуждения погоды и отличий русского и французского климата.
Во всю стену огромного атриума Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко на гигантском полотнище — изображение Рудольфа Нуреева в балете «Корсар». Основа экспозиции — фотографии Франсетт Левье: созданные ею портреты Рудольфа Нуреева в ролях, наполненных экспрессией и драматизмом, передают главные характерные черты его творческой личности. Выставка приурочена к премьере балета «Дон Кихот», которую «Стасик» дает в нуреевской хореографии.
Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска», перешагнув четвертьвековой рубеж, в 26-й раз объявил внушительный список номинантов. В лонг-листе оказалось свыше 100 спектаклей, многие из которых установили своеобразные рекорды «маски». Подробнее о нововведениях, расширенной географии и фаворитах — корреспонденты «МК».
Международный фестиваль балета прошел в Кремлевском дворце уже в восьмой раз. В этом году в нем приняли участие артисты из Италии, Франции, Великобритании, Кубы, Германии, Австрии, Нидерландов и России. Было на этот раз в ходе фестиваля введено и новшество — в конце каждого спектакля в качестве своеобразного приза худрук и главный балетмейстер Кремлевского балета Андрей Петров вручал приехавшим зарубежным гостям именные бронзовые статуэтки, изображавшие балетную пару.
Кипящие пеной и бурлящие волны, на фоне которых в прыжке летит пара танцовщиков, — такова эмблема Международного конкурса Юрия Григоровиса «Молодой балет мира», уже в седьмой раз прошедшего в Сочи. На этот престижнейший конкурс прислали свои заявки около 100 конкурсантов из 18 стран, а в результате отбора в нем приняло участие 52 исполнителя из 14 стран — таких, как США, Япония, Великобритания, Италия, Финляндия, Германия, Сербия, Киргизия, Армения, Украина и др.
В Сочи заканчивается бархатный сезон, но погода в городе-курорте отличная. Температура воды +21 градус, так что число купающихся не слишком маленькое, хотя вечером набережная курорта быстро пустеет. Сосредоточие культурного досуга в это время — знаменитый белоколонный Зимний театр, где сейчас проходит VII Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира».
Оперой Чайковского «Евгений Онегин» Большой театр открывает свой очередной, уже 244-й по счету сезон. А во вторник состоялся сбор труппы прославленного коллектива, на котором по традиции подводят итоги сезона минувшего, оглашают планы на сезон предстоящий, раздают отличившимся сотрудникам премии от Попечительского совета и представляют принятых в труппу новых молодых артистов.
Окончание трехнедельных гастролей балетной труппы Большого театра в Лондоне подвело наконец черту под прошедшим балетным сезоном. Перерыв будет совсем недолгий. Уже 17 сентября в Большом состоится сбор труппы, который откроет новый, уже 244-й по счету сезон Большого театра, а вместе с ним и вообще новый балетный сезон в целом. А сейчас настало время подводить итоги минувшего.
В минувшее воскресенье в 14.35 по московскому времени в аэропорту «Домодедово» приземлился самолет авиакомпании British Airways рейса Лондон–Москва с артистами балетной труппы Большого на борту. Так закончились триумфальные гастроли Большого театра в британской столице, самые масштабные, по оценке английских критиков, за всю историю. 13 контейнеров сценического оборудования, декораций и реквизита, коллектив в 270 человек, включая оркестр, ажиотажный спрос на билеты и несмолкающие аплодисменты.
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко завершил свой сотый сезон грандиозным гала-концертом. Такие гала вообще происходят в театре на Большой Дмитровке не часто, а этот так и вовсе выбивался из общего ряда московских гала-концертов своей продуманностью и неожиданным подходом. Помимо артистов труппы в нем приняли участие звезды мирового балета. Хотя, как ни странно, звезд парижской Оперы, альма-матер худрука балетной труппы этого театра Лорана Илера, в концерте занято не было.
На Исторической сцене Большого театра в рамках Фестиваля искусств «Черешневый лес» прошли гастроли Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. Московской премьерой стала новая работа мастера «Эффект Пигмалиона». Легче назвать, кто не засветился на премьере нового балета известного хореографа, чем приводить столбцы имен его именитых гостей. Из правительственных чиновников назовем лишь вице-премьера Ольгу Голодец и министра культуры Владимира Мединского.
Интерес к выступлению в этом спектакле в качестве танцовщика одного из самых модных, знаковых и титулованных на сегодня современных хореографов — Акрама Хана, был подогрет «сногсшибательным» успехом в Москве поставленного им балета «Жизель», который только что показали на гастролях Английского национального балета в Большом театре. После этого показа все билеты на выступление Акрама Хана в рамках Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» были сметены.
Английский национальный балет привез на Чеховский фестиваль сенсационный спектакль — балет Акрама Хана «Жизель». В 2016 году, уже сразу после премьеры, об этом балете, вызвавшем огромный резонанс во всем мире, писали как о хореографическом шедевре, полном загадок. И вот его показывают в Большом театре. В загадках этого балета попробовал разобраться обозреватель «МК».
Один из старейших английских театров «Сэдлерс Уэллс», основанный предпринимателем Ричардом Сэдлером еще в 1683 году, занимается танцем во всех его формах. Давно театр сотрудничает и с Чеховским фестивалем. Самый известный результат такого сотрудничества — приезд в Москву в рамках прощального турне Сильви Гиллем с программой «Жизнь продолжается».
На Новой сцене Большого театра прошли концерты Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Хореографическая картина «Танго del Plata», показанная на этих выступлениях, - это первый полноценный спектакль, который «Балет Игоря Моисеева» сделал после ухода из жизни своего основателя.
В рамках программы «Китайский театр — почетный гость Чеховского фестиваля», посвященной 70-летию образования КНР, показали спектакль «11 воинов». Гастроли труппы Джеки Чана «Лон Юнь Кунг-Фу» стали самым посещаемым шоу этого театрального форума.
На Исторической сцене Большого театра прошла премьера новой программы Светланы Захаровой MODANSE. В программу вошли два одноактных балета, один из которых — мировая премьера и посвящен легендарной французской законодательнице мод, вошедшей в историю под именем Коко Шанель.
На Чеховском фестивале впервые прошли трехдневные гастроли Пекинского театра танца «Тао». Они состоялись в завершении трехмесячного европейского тура компании и познакомили российскую публику с творческими идеями одного из интереснейших хореографов нового поколения — Тао Йе. Мы пока не станем называть Тао новоявленным хореографическим гением, как делают это увлеченные его «учением» адепты, но об основных постулатах его новейшей теории расскажем.
Всемирноизвестный хореограф Лин Хвай-мин показал на Чеховском фестивале свой прощальный спектакль «Формоза». Самый популярный в Азии Театр танца Cloud Gate (Тайбей), которым он руководит, приезжает в Москву с гастролями уже в восьмой раз. На Чехов-фесте артисты этой труппы танцевали то в брызгах воды, то на головы им, словно манна небесная, сыпался рис.
Бежар… Фигура этого хореографа возвышается над современниками, подобно титанам Возрождения — Микеланджело или Леонардо да Винчи, — и увидеть его балеты на отечественной сцене мечтало уже не одно поколение любителей хореографии. О планах постановок спектаклей величайшего хореографа XX века на главной сцене страны говорили не одно десятилетие, причем при самых разных руководителях, — и вот это случилось.
Знаменитый театр танца из Тайбэя «Ледженд Лин» привез на Чеховский фестиваль спектакль «Вечное движение жизни». Творчество прославленного тайваньского хореографа Лин Ли-Чен, поставившей его, органически связано в своей основе с древним мистериальным китайским театром. Местными религиозными ритуалами и обрядами вдохновлен и очередной спектакль театра, художественный стиль которого сочетает пышную визуальную эстетику с оригинальной мистериальной хореографией.
В этом сезоне один из самых прославленных балетных педагогов Михаил Мессерер справляет свой 70-летний юбилей. За эти годы мастер давал свой класс в лучших балетных компаниях мира, включая Королевский балет Великобритании, Парижскую оперу, Американский балетный театр (ABT) и многие другие. Но театр, в котором он вырос, конечно, Большой.
В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — тотальная инсталляция… В огромном атриуме театра — бамбуковый лес с большущим зеленым носорогом на опушке. У его золотого рога фотографируются зрители. Рядом на полу разбросаны гигантские хрустальные люстры, напротив — такая же огромная, как носорог, черепаха, а на потолке крутятся десятки пропеллеров, и тут же бесконечно вращаются мобили.
На Чеховском фестиваля показали один из лучших спектаклей своей программы — балет «Кармен» от японской компании «Ноизм». Основатель компании хореограф Дзё Канамори приезжает в Россию, да и на Чеховский фестиваль, далеко не впервые. Хотя и частым гостем его не назовешь.
Настоящий спектакль ужасов приготовила для своих поклонников и показала в Москве прима-балерина Королевского балета Великобритании Наталья Осипова. Балет The Mother («Мать»), хоть и шел на сцене Московского Художественного театра им. Горького, ни к роману «Мать», ни вообще к творчеству пролетарского писателя никакого отношения не имеет. Скорее даже в основных своих идеях в корне противоречит духу горьковского творчества.