Культурные итоги 2019: от лучшего сериала до неравного брака

Свадьба-перформанс и банан за $120 000

16.12.2019 в 18:54, просмотров: 7101

Сериалом года стал пятисерийный «Чернобыль», созданный шведским режиссером Йоханом Ренком и американским каналом НВО. Его смотрел весь мир, воспринимая как подлинную хронику событий, восторгаясь скрупулезностью воспроизведения бытовых деталей того времени. Казалось, что впервые была сказана вся правда о трагедии 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС.

Культурные итоги 2019: от лучшего сериала до неравного брака
Кадр из сериала "Чернобыль". Фото: Пресс-служба "Амедиатеки"

Главные роли сыграли первоклассные актеры: Джаред Харрис — советского физика-ядерщика Валерия Легасова, Эмили Уотсон — физика-ядерщика Минского института ядерной энергетики, Стеллан Скарсгард — зампреда Совмина СССР Бориса Щербину. Картина получила премию «Эмми» в 10 номинациях, а на Игналинскую АЭС в Литве, где снимали фильм, устремились туристы со всех континентов.

фото: kremlin.ru
Война года.

Война года развернулась там, где ее не ждали, — во МХАТе им. Горького, где год назад вместо актрисы Татьяны Дорониной, тридцать лет руководившей театром, воцарился менеджер Эдуард Бояков. Первую официально объявили, как это сейчас принято при смене власти в культурных структурах, почетным президентом, и поначалу в женском МХАТе на Тверском все было как бы тихо. Но что-то в планах менеджера пошло не так, и группа артистов вышла на улицу с видеообращением к президенту. С тех пор противостояние нового начальника и части труппы нарастает. Недовольных новой политикой Бояков стал бить рублем, а порой и в прямом смысле бить. Десятки исков к менеджеру-худруку уже лежат в Пресненском суде. Ситуацию подогрела 40‑минутная аудиенция Татьяны Дорониной с Владимиром Путиным в Кремле на вручении госнаград. Теперь стороны конфликта ждут результата: артисты продолжают обращаться в суд, а худрук жестко гнет линию администрирования и «отстаивает ландшафт, пространство русского, российского, просвещенного патриотизма» (конец цитаты из Прилепина, соратника Боякова). Правда, что означает сей многозначительный набор, никто объяснить не может.

Свадьба года. Фото: instagram.com@xenia_sobchak

Свадьба года Константина Богомолова и Ксении Собчак побила все рекорды по вниманию россиян. Сама церемония бракосочетания, состоявшаяся в сентябре, подавалась поистине с театральным размахом: не свадьба, а прямо-таки перформанс современного искусства, которым небезуспешно занимается Константин Богомолов в театре. А если к его умению присовокупить зашкаливающий интерес к жизни его избранницы, то свадьба-перформанс удалась на славу. Путь брачующихся оригинален — от святости ко греху. Катафалк — карета с лошадьми — венчание — и, наконец, ресторан с откровенными танцами молодой для молодого. Браку КБ с КС всего три месяца. Однако злые языки торопят события и делают ставки: а как же будет оформлен развод? Люди завистливые и не верят в силу чистой любви и светлого чувства.

фото: Светлана Хохрякова
Скиталец года.

Скитальцем года признан южнокорейский режиссер Ким Ки Дук, постоянно появляющийся на московских кинопремьерах. На родине он стал изгоем после того, как актриса, снимавшаяся в 2012‑м в его картине «Пьета» (отмечена «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля), обвинила его в насилии. Тогда, чтобы положить конец обвинениям, Ким Ки Дук заплатил штраф в 5 тысяч долларов, но это не помогло. Теперь он не может работать в Южной Корее, а Каннский и Берлинский кинофестивали, еще недавно боровшиеся за его картины, объявили корейскому гению бойкот. Последний по времени фильм Din Ким Ки Дук снимал в Казахстане. Возможно, в ближайшее время он начнет работать в России, о чем давно мечтал.

Сенсация года. Фото: Елена Фетисова

Сенсацией года вне конкуренции можно считать «Жизель» в Большом театре. На балет о бедной девушке, потерявший от любви рассудок (в прямом смысле слова), люди съезжаются со всего мира. Еще бы, в Москве восстановили ту самую (!!!) первую версию балета, показанную на мировой премьере в Париже почти 180 лет назад. Алексей Ратманский сделал не реконструкцию, а новую редакцию балета XIX века, принципиально основанную на исторических документах, некоторые из них обнаружены только в начале века XXI (нотация Анри Жюстамана). Причем эта «Жизель» — уже 14‑я (!) по счету версия в Большом за всю историю балета, и соседствовать она будет с другой — Юрия Григоровича, оставшейся в репертуаре. Теперь в Большом две «Жизели».

фото: АГН «Москва»
Кража года.

Кража года произошла в Третьяковской галерее. В день рождения художника Архипа Куинджи на глазах у всех (воскресенье, прайм-тайм) уроженец Крыма, разнорабочий Денис Чуприков снял со стены картину «Ай-Петри» и вынес вон. Легко и непринужденно — как в кино. Смотрительница наблюдала за его действиями, однако впала в ступор. 32‑летнего злоумышленника задержали той же ночью. Позже Чуприков признал свою вину и был приговорен к трем годам колонии строгого режима. Грабитель объяснил дерзкий поступок желанием «хайпануть», но в деле фигурировала и версия о сговоре — под подозрение попала группа лиц, но в итоге подозреваемых исключили из делопроизводства. И все же в этой истории не все так просто. Чуприков некогда работал у влиятельного сотрудника МВД на Рублевке, на нем «висели» кредиты, ранее против него было возбуждено уголовное дело о хранении наркотиков, закрытое по неизвестным причинам. То есть парня, далекого от искусства, было чем «подцепить» и, возможно, за кражей стоит птица более высокого полета.

фото: Наталья Мущинкина
Внезапность года.

Внезапность года связана с делом «Седьмой студии». Нежданно-негаданно в начале апреля из-под домашнего ареста освобождают режиссера Серебренникова, а на следующий день и остальных фигурантов дела — Юрия Итина, Алексея Малобродского, Софью Апфельбаум. В июне так же неожиданно возвращают на рабочее место бывшего бухгалтера студии — Нину Масляеву. Отчего руководство театра «У Никитских ворот» и все здравомыслящие люди впадают в шок: человек, обвиненный в хищении госсредств, допущен к государственным деньгам (!!!). И так же внезапно происходит замена одного судьи на другого, а само дело откровенно начинают «гнать» — заседания идут в ежедневном режиме продолжительностью по 6–8 часов. Куда летит дело «Седьмой студии» и какая внезапность ждет нас на финише этого откровенного фарса? Страшно подумать.

Высказывание года принадлежит профессору Высшей школы экономики, известному филологу Гасану Гусейнову. Он написал на своей странице в ФБ пост, в котором возмутился тем, что в московских киосках нет газет на других языках, «кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна». Общественность возмутилась, профессора объявили русофобом, а в «Вышке» собралась комиссия по этике, рекомендовавшая Гусейнову принести публичные извинения «за сознательное распространение непродуманных и безответственных высказываний». Гусейнов извиняться не стал, объяснив, что ругал он не русский язык как таковой, а «язык ненависти», «язык телевизионных шоу». В поддержку профессора выступили писатели, ученые и коллеги. Дело так ничем и не закончилось, а изданий на иностранных языках в киосках как не было, так и нет.

Плохиш года. Фото: instagram.com@poluninink

Плохиш года, как мировая пресса окрестили танцовщика балета Сергея Полунина, не раз подбрасывал дровишек в топку новостей: негативно высказался о людях с избыточным весом и геях, что послужило поводом руководству Парижской оперы отказаться от сотрудничества с ним. А вот на родине мастера шоковых заявлений оценили высоко: доверили обучать балету детей — он назначен исполняющим обязанности ректора Академии хореографии в Севастополе, правда, еще не построенной и до проведения выборов ректора. Ну а количество балетов, поставленных на него, резко поползло вверх.

фото: Светлана Хохрякова
Виза года.

Визой года стал билет, который требовалось приобрести помимо шенгенской визы, чтобы попасть в Париж на арт-проект «Дау» Ильи Хржановского о советском физике и лауреате Нобелевской премии Льве Ландау (его сыграл дирижер Теодор Курентзис). Создавался сей интерактивный аттракцион, ставший памятником советской эпохе, с участием крупных фигур мировой культуры — Марины Абрамович, Анатолия Васильева, а также реальных ученых, чиновников, сотрудников спецслужб, раввина, имама, шамана и православного священника, в течение десяти лет. И все же он состоялся. Платежеспособная российская интеллигенция (и кто себя к ней причисляет) целыми самолетами отправлялась на встречу прекрасному и ужасному, покупая семидневную (или же шестичасовую и суточную) визу, чтобы круглосуточно смотреть 700 часов отснятого материала. Более того, зрители должны были пройти психологический тест и получить персональный навигатор. Кто-то испытал экстаз от увиденного, кто-то негодует: в очередной раз развели. В новом году «Дау» обещают показать в России, но в усеченном виде, без шокирующих эпизодов с влюбленными дворниками и бутылкой в гениталиях.

Акцию года устроили журналисты «МК», обеспокоенные темой музейной безопасности. Неужели любой может вынести картину из музея, как вынесли Куинджи из Третьяковки? Как показал эксперимент «МК», с охраной музеев не все ладно не только в главной национальной галерее. В Историческом музее на выставке «Николай II. Семья и престол» на стену на двусторонний скотч мы «пристроили» свой арт-объект. Фото Александры Федоровны, в руки которой вложена тревожная кнопка, провисело более суток. Акция «МК» в стиле Бэнкси, который не раз таким же образом дополнял музейные коллекции, вызвала большой резонанс. На нее отреагировал даже министр культуры: о музейной безопасности заговорили на высоком уровне. Даже собрались провести общую реформу, ввести паспорт музейной безопасности и «третий рубеж» охраны. Но спустя время скандал поутих, и тема сошла на «нет». А зря.

Неравный брак года пришелся аккурат на День театра (27 марта), да еще и в Год театра, когда Министерство культуры решило «поженить» два подведомственных ему учреждения — Первый русский театр — Театр драмы им. Волкова в Ярославле и Александринский в Петербурге. Театральная общественность замерла в немом вопросе: «Зачем?» А жители столицы Золотого кольца, включая власть и почетных горожан, посмели возвысить голос и однозначно выразили протест такому волюнтаризму. Теперь в сухом остатке имеем: худрук Волковского — Е.Марчелли, который особо рьяно ратовал за союз с Александринкой, оставил свой пост, и на его месте — Сергей Пускепалис. Александринский театр во главе с В.Фокиным где был, там и есть.

Предсказания года оправдали сразу два крупнейших драматических режиссера, шумно провалившиеся в оперном деле: Евгений Арье в Большом театре вывел на сцену гусей и других домашних животных, создав «гусиную ораторию» на основе русского хита «Евгений Онегин» Чайковского, а в Театре Станиславского и Немировича-Данченко Андрей Кончаловский обнаружил в «Отелло» Дж.Верди фашистский след. Впрочем, интеллигентный человек, как известно, не тот, кто не прольет соус, а тот, кто не заметит, как это сделал другой. Так что будем считать, что ничего этого просто не было.

фото: Соцсети
Мем года.

Мем года сотворил Маурицио Каттелан на выставке Art Basel. Художник прикрепил натуральный банан скотчем к стене и назвал свою работу «Комедиант». Ее купили за 120 тысяч долларов! А потом пришел другой художник, Дэвид Датуна, и съел эту инсталляцию. И никто на него не обиделся. Более того, идея разлетелась в реальном и виртуальном мире как вирус. Одни повторяли выходку Каттелана, другие ее апгрейдили: крепили скотчем на стену овощи, фрукты и даже (!!!) кошку! Таким образом Каттелан бросил вызов арт-рынку, который превращает идею в товар, и попал в самое яблочко. Кстати, имя итальянца с бананом прогремело в этом году во второй раз: в сентябре его арт-объект «Америка», представлявший собой золотой унитаз, украли с выставки в Бленхеймском дворце в Англии. Как удалось вынести 100-килограммовый экспонат, так и осталось загадкой.

фото: АГН «Москва»
Уход года.

Уход года связан с именем модного дирижера Теодора Курентзиса, который покинул Пермский театр оперы и балета. Уход маэстро сопровождает мощный резонанс в СМИ и соцсетях, похожий на грамотно организованную пиар-кампанию. В которой учтено, кажется, все — предлагаемые обстоятельства (невозможность работать в условиях непонимания и недооценки), задача (создать ощущение обиды, сожаления, досады). И как сверхзадача — подготовить почву для дальнейшего продвижения в сторону Санкт-Петербурга. Там маэстро Курентзису предоставлена достойная его площадка — знаменитый Дом Радио, символ блокадного Ленинграда, пребывавший в последнее время в запустении. В октябре Курентзис организовал там свой первый перформанс.

Новинкой года можно считать участие трансгендера не в шоу какого-нибудь ночного VIP-клуба, а в театральной постановке. Это произошло в маленьком театре, но с большими амбициями — «Практика», в премьерном спектакле «Занос» по пьесе Владимира Сорокина. Роль второго плана (жены главного героя) как раз и сыграла никому до сих пор не известная Мила Кертеш. Красивая, ломкая, стать, грудь, но мужские интонации не спрячешь. Это единичный случай или тенденция?

Конфликт года возник в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко между гендиректором Антоном Гетьманом и главным режиссером оперной труппы Александром Тителем, союзниками которого выступили главный дирижер, главный художник и ведущие солисты оперной труппы. А вот худрук балета Лоран Илер взял сторону Гетьмана и пригрозил, что в случае ухода того покинет труппу. В результате Департамент культуры «заморозил» конфликт, продлив контракт гендиректора еще на год. За это время стороны вроде бы одумались и примирились. Но надолго ли?

фото: Кадр из видео
Фильм года.

Фильм года — «Джокер» (реж. Тодд Филлипс), основанный на графических романах с 80-летней историей и отмеченный «Золотым львом» 76-го Венецианского кинофестиваля, в России требовали запретить как пропаганду зла. Масла в огонь подлил министр культуры Владимир Мединский, считающийся мощным промоутером российского кино: раскритикует, запретит — успех обеспечен. Он критически высказался о комиксах как таковых и о «Джокере» в частности. А тут герой фильма в исполнении демонического Хоакина Феникса — одинокий психопат и стэндап-комик — дает простор для интерпретаций. Кто он — носитель зла, дьявол во плоти или вызывающий сострадание изгой общества? Зарождением преступного начала в человеке одновременно заинтересовались несколько кинематографистов: от россиянина Дмитрия Мамулии в «Преступном человеке» до ирландца Датая Кина в мистической драме «Финки», где актер кукольного театра, совершив преступление, достигает дна.