
Екатерина Кретова
Публикаций: 347
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – знаковая премьера: режиссер Дмитрий Белянушкин в творческом тандеме с дирижером Арифом Дадашевым поставил «Царскую невесту» Римского-Корсакова, одну из лучших русских опер, полную прекрасной музыки и недюжинных страстей. Постановка МАМТа транспонировала исторический сюжет в жанр антиутопии, предложив зрителям «взгляд в будущее через призму прошлого».
97-й сезон «Ленкома» открылся мюзиклом «Маяковский» в постановке Алексея Франдетти, который в прошлом году был назначен главным режиссером этого легендарного театра. Такой дебют убил сразу нескольких зайцев: во-первых, Франдетти откровенно утвердил свое право на постановку мюзиклов в драматическом театре; во-вторых, он поработал с классикой, да еще и юбилейной; в-третьих — привлек к работе одного из самых популярных музыкантов — Василия Вакуленко, известного как Баста.
Июнь 1973 года, Ленинград, Театр музыкальной комедии. Возле афиши останавливаются искушенные зрители и с изумлением читают название жанра: мюзикл… Такого в СССР еще не было. «Буржуйский» термин официально не употребляли. И уж когда совсем не хотели именовать опереттой то, что явно опереттой не являлось, писали обтекаемо: музыкальная комедия.
Музыкально-театральный сезон 2022–2023 годов был насыщенным, событийным, не скучным. Взлеты сменялись конфузом, искренние манифесты чередовались с «фигами в кармане», смелые решения сопровождались трусливыми наездами анонимных телеграм-каналов. Современный исторический контекст во многом окрашивал восприятие художественных явлений — даже когда их создатели делали вид, что не замечают того, что творится в мире. Зато замечали зрители, в том числе критики и журналисты.
Премьера оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» с аншлагом и овациями прошла в «Геликон-опере». Постановка худрука театра Дмитрия Бертмана в партнерстве с его основной командой — художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой, хореографом Эдвальдом Смирновым, художником по свету Дамиром Исмагиловым и хормейстером Евгением Ильиным под чутким дирижерским жестом маэстро Евгения Бражника — была рассчитана на вау-эффект. И эффект этот состоялся по полной программе.
Мюзикл «Диббук» композитор Александр Журбин написал в рекордные сроки — настолько захватила композитора мистическая пьеса Семена Ан-ского, написанная более 100 лет назад. Готовое сочинение на либретто Влада Старчевского назвали «Между двух миров» (так назывался первый вариант пьесы Анского). Премьера мюзикла в постановке Нины Чусовой состоялась в новом театре «Маска» на Комсомольском проспекте.
В Большом театре поставили «Луизу Миллер», оперу Джузеппе Верди. Партитура не самая популярная среди 26 опер великого итальянского классика, однако более чем достойная театральных подмостков. Спектакль выпустили на Новой сцене, тем самым априорно давая понять, что постановка может быть «новаторской». Никаких новаций, кроме многочисленных штампов, не случилось.
Оперу Винченцо Беллини «Норма», величайший образец традиции бельканто, поставили в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это по-настоящему неординарное событие на отечественной сцене — «Норму» в России почти не ставили, вполне обоснованно опасаясь не справиться с высокими требованиями к технике вокального мастерства. Прежде всего это относится к заглавной партии. В оперном мире так и говорят: есть Норма — есть «Норма», нет Нормы — не будет и спектакля.
Иван Ожогин – настоящая звезда русского музыкального театра. Обладатель красивейшего тенора с мужественной баритональной краской, невероятной актерской и мужской харизмы и почти двухметрового роста, Ожогин, что вполне логично, окружен, пожалуй, самым многочисленным фандомом в отечественном музыкальном театре. Дон Жуан, Воланд, Онегин, Джекилл и Хайд, Граф фон Кролок, Призрак Оперы – все эти образы привели актера к роли русского императора в мюзикле «Петр Первый».
Московский театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана отметил свой 33-й день рождения с невиданным размахом, как самый что ни на есть «круглый» юбилей. И правда: почему бы удвоение сакральной цифры 3 не считать более знаковым в биографии театра, чем нечто заканчивающееся на 0?
Малый театр, для многих олицетворяющий верное служение классике, а кому-то кажущийся чрезмерно консервативным, выпустил спектакль, в котором традиции русского водевиля органично сочетаются с актуальными режиссерскими решениями. Мюзикл Александра Колкера «Свадьба Кречинского» по пьесе русского классика А.В.Сухово-Кобылина получил новое прочтение благодаря самому плодовитому мюзикломейкеру российского театра Алексею Франдетти.
Мировая премьера мюзикла «Петр I» состоялась в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. К созданию спектакля о первом русском императоре готовились загодя. А потому команда сложилась мощнейшая: американский композитор Фрэнк Уайлдхорн, драматург Константин Рубинский, дирижер Алексей Нефедов, режиссер Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев. В заглавной роли – звезда русского мюзикла Иван Ожогин.
В афише Большого театра появилось название «Герой нашего времени» - балет, поставленный режиссером Кириллом Серебренниковым еще в 2015 году на музыку Ильи Демуцкого в хореографии Юрия Посохова и вызвавший тогда противоречивые оценки критики и публики. Правда, имя режиссера в афише отсутствует. За громким отъездом Серебренникова из России и последующими его высказываниями последовало снятие спектакля с репертуара.
Пермский оперный театр привез на фестиваль «Золотая маска» оперу «Евгений Онегин». Постановка Владиславса Наставшевса (режиссер и сценограф) и Михаила Татарникова (дирижер) выдвинута на премию как лучший спектакль, а также в нескольких частных номинациях. Такое высокое признание экспертами премии абсолютно логично: спектакль представляет собой яркий образец эстетических и идейных запросов фестиваля.
На Новой сцене Большого балетная труппа екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» показала свою программу «L.A.D.», выдвинутую на «Золотую маску» аж по восьми номинациям. Программа создавалась ещё до пандемии к 65-летию композитора Леонида Десятникова, и в её названии зашифрованы инициалы композитора.
В Детском музыкальном театре юного актера (ДМТЮА) — резонансная премьера: художественный руководитель Александр Федоров поставил спектакль «Республика ШКИД» по культовой книге Г.Белых и Л.Пантелеева. Автором музыки выступил Алексей Шелыгин (композитор фильмов «Бригада», «Бой с тенью», «Штрафбат» и др.), автор стихов — драматург и поэт Лев Яковлев.
На сцене Белоколонного зала Шаховской в «Геликон-опере» - необычная премьера: опера американского композитора XX века Джанкарло Менотти «Медиум». Редко ставящийся в России (первая постановка была осуществлена в Ленинградском Малом оперном театре в 1976 году), этот музыкальный триллер являет собой впечатляющий образец музыкальной драмы прошлого века.
В концертном зале имени Чайковского впервые в России прозвучала в концертном исполнении опера австрийского композитора Александра фон Цемлинского «Царь Кандавл». Инициатором российской премьеры выдающегося сочинения стал дирижер Дмитрий Юровский, создавший специальную адаптацию партитуры, которую под его руководством великолепно исполнил Госоркестр имени Светланова и солисты — Михаил Агафонов (тенор), Любовь Стучевская (сопрано), Александр Суханов (баритон), Клим Кудашкин (художественное слово)
В концертном зале «Москва» состоялась резонансная премьера: рок-ораторию «Черный январь. Прощеное воскресенье», написанную луганскими авторами (композитор Юрий Дерский, поэт Владимир Зайцев), исполнили артисты и музыканты из ЛНР. К ним присоединилась народная артистка России Лариса Долина. В финале мультижанровой композиции, посвященной подвигу героев «Молодой гвардии», четырехтысячный зал, состоящий в основном из подростков, встал.
Радикальное звено Московской консерватории с футуристическим названием ЦЭАМ (Центр электронной и акустической музыки) открыл в Рахманиновском зале мультимедийный фестиваль «Биомеханика». Он проводится уже во второй раз и является представительным форумом, демонстрирующим достижения экспериментальных жанров современного академического искусства. На концертах фестиваля можно познакомиться с авторами, которые позиционируют себя как адепты электроакустической музыки и мультимедиа.
Театр «Поколение» - новый бренд в московской театральной афише – представил к Новому году премьеру музыкального спектакля «Севастопольский вальс» с музыкой советского композитора Константина Листова. Постановку осуществил хореограф Егор Дружинин, чья творческая активность в последние годы была не слишком заметной.