Екатерина Кретова
Публикаций: 367
Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр им. М.М. Бровуна привез в Москву оперу-драму Алексея Рыбникова «Князь Андрей (Le Prince Andre) по роману Льва Толстого «Война и мир».
Музыкально-театральный сезон 2023-2024 гг показал крутую амплитуду событий – от шумного успеха до не менее шумного конфуза. Одни и те же спектакли вызвали бурный восторг одного сегмента театральной общественности и столь же бурное возмущение другого. Случались вещи необъяснимые и вполне закономерные.
Премьера оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» в режиссуре Дмитрия Бертмана состоялась в театре «Геликон-опера». Дирижером-постановщиком выступил итальянский маэстро Марко Боэми. Визуальный японский колорит на сцене создали художники Ростислав Протасов и Алла Шумейко, а выразительные световые эффекты – Дамир Исмагилов. Трагическую оперу гениального композитора театр трактовал, максимально приблизив свою сценическую интерпретацию к первоисточнику.
Премьера оперы А.С.Даргомыжского «Русалка» состоялась в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Оперу поставили дирижер Тимур Зангиев, режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев. Одна из ключевых русских оперных партитур, ставшая важной вехой в становлении русской оперной школы и национальных композиторских стандартов, впервые появилась на сцене этого театра. Возможно, именно поэтому трактовка больше напомнила эскиз, нежели готовый спектакль.
Алексей Франдетти, главный театральный провокатор музыкально-драматической режиссуры, в очередной раз продемонстрировал смертельный номер, способный консерваторов и ревнителей привести в ярость, а искателей театральных приключений – в восторг.
Шестой Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера», который уже 12 лет проводится в театре «Геликон» по инициативе Дмитрия Бертмана, объявил победителей. Второе место в конкурсе занял Леонид Лавровский-Гарсиа – продолжатель прославленной династии хореографов и артистов балета.
Шестой Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» проходит в театре «Геликон». 10 режиссеров из России - Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, а также из Белоруси и Казахстана, соревнуются за лауреатство. Их судит авторитетное жюри, состоящее из мэтров оперной режиссуры и менеджмента. В том числе, знаменитый итальянский режиссер Джан-Карло дель Монако, сын легендарного тенора.
100-летие поэта – тест на его вхождение в сонм классиков. Или «невхождение». Если через 100 лет после его рождения, мы знаем, кто это такой и даже готовы цитировать – да, классик. Если не знаем – … В случае с Друниной – знаем или нет? Классик она или не классик? Впрочем, главный вопрос здесь, пожалуй, иной: кто эти «мы», которые входят в фокус-группу?
В «Геликон-опере» - необычная премьера: опера Виктора Ульмана «Император Атлантиды», написанная чешским композитором-евреем в концентрационном лагере Терезин 80 лет назад. Можно было бы считать, что исполнение этой оперы – дань памяти несломленным людям, сохранявшим достоинство и способность к творчеству даже перед лицом смерти.
В Театре эстрады состоялась премьера танцевального спектакля «Русский регтайм» в постановке Егора Дружинина и Балажа Бараньяи. Жанр обозначен как балет-дефиле. Сделано это не ради оригинальности, а по сути: художником по костюмам выступила известный российский модельер Алена Ахмадуллина. И ее дизайн стал важнейшим выразительным средством спектакля, переносящего нас в прошлое, которого не было.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников Максима Обрезкова (сценография), Марии Даниловой (костюмы) и Аси Мухиной (видео). Немаловажную роль в постановке сыграли хореография Сергея Землянского и работа хормейстера Станислава Лыкова.
У Пушкина в «Моцарте и Сальери» дается ценный совет: «…Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». К этому списку рекомендаций теперь можно добавить еще одну: сходи на спектакль «Тест на любовь» в Театр мюзикла. Хорошее весеннее настроение, созданное живыми мелодиями и разноцветными красками, обеспечено. Музыку написал Артем Пысь, тексты — Елена Киселева и Алексей Кортнев.
Весенняя сказка Н.А. Островского «Снегурочка» с музыкой П.И. Чайковского появилась на Новой сцене Большого театра в результате его творческого сотрудничества с Малым. Необычный по форме и жанру спектакль, который придумали 150 лет назад, обрел новое дыхание, благодаря дирижеру Ивану Никифорчину, режиссеру Алексею Дубровскому, а также солистам, хору, оркестру, балету Большого театра и актерам Малого. Получилось интересно, синтетично и даже синкретично.
Уникальный оперный фестиваль «Приглушенные голоса» открылся в Доме музыки. В его программу вошли оперы, большинство из которых никогда не звучали ранее. Все они принадлежат авторству композиторов-женщин, которые в силу гендерного перекоса в сфере композиторской практики оказались в незаслуженной тени. Благодаря организаторам фестиваля их «приглушенные голоса» зазвучали громко и ярко. Фестиваль посвящен русскому композитору Татьяне Чудовой, музыканту, педагогу, профессору Московской консерватории
Опера «Черевички» Петра Ильича Чайковского представлена на сцене «Геликон-оперы» под руководством Дмитрия Бертмана. Постановка дирижера Филиппа Селиванова, режиссера Сергея Новикова, художников Ростислава Протасова (сценография), Марии Высотской (костюмы) и Дениса Енюкова (свет), а также всей творческой команды «Геликона» органично вписалась в святочную неделю. Спектакль получился праздничным, светлым и духоподъемным. И даже Бес, ставший ее главным героем, оказался в итоге на стороне добра.
Композитор Владимир Дашкевич отмечает юбилей — 90 лет. Серьезная цифра, но эту впечатляющую дату Маэстро встречает активно, творчески, энергично и продуктивно. За последние несколько лет им написан ряд крупных сочинений — в том числе Чеховская и Пушкинская симфонии, оперы «Двенадцать» по поэме Александра Блока, «Жить не по лжи» на основе сочинения Александра Солженицына, «Царь Давид» на библейскую тему.