Екатерина Кретова
Публикаций: 358
Круто, когда под Новый год что-то случается впервые — ведь так хочется сюрпризов. Спектакль «Рождественская история», поставленный в главном кукольном театре страны Алексеем Франдетти, именно такой сюрприз. Впервые в театре Образцова появляется жанр мюзикла в чистом виде, впервые режиссер Франдетти выпускает спектакль в кукольном театре, впервые замечательный артист Ефим Шифрин выходит на сцену в ансамбле с куклами.
Премьера мюзикла «Князь Серебряный» Аркадия Укупника на либретто Карена Кавалеряна состоялась в театре «Московская Оперетта». В год своего 95-летнего юбилея театр показал публике спектакль невероятно масштабный, красочный и многолюдный — налицо все признаки жанра большого русского мюзикла, который «Московская Оперетта» создала и который приносит театру гарантированный зрительский успех.
В МДМ представили премьеру спектакля «Ничего не бойся, я с тобой» на песни популярного в 80-е годы бит-квартета «Секрет». Спектакль решен в стилистике «постсоветского мюзикла», которая становится все более и более популярной в музыкальном театре. Позитивно-задорное шоу с пестрыми костюмами, эффектными декорациями, затейливым светом, зажигательными танцами и взлетающим троллейбусом ностальгической краски не имеет. Движуха и веселуха — так можно коротко обозначить атмосферу «Ничего не бойся…».
Театру «Московская оперетта» — 95 лет. Жанр, как принято говорить, вечно молодой, так что никто возраста не стесняется. А еще есть в этом жанре актуальнейшая по нынешним временам вещь: гендерная определенность. Что «без женщин жить нельзя на свете, нет», здесь поют именно мужчины. А женщины всегда роскошно одеты. Потому что даже в самых современных постановках должно быть так: «я вся в бриллиантах, чулки со стрелкой, каблук высокий…» Люди приходят в «Московскую оперетту» за праздником.
Комический балет редкий гость на балетной сцене. В премьере балета Андрея Петрова «Продавец игрушек», показанной труппой «Кремлёвский балет» на родной сцене Кремлевского Дворца, всё сошлось - перед нами квинтэссенция интересной классической и современной хореографии, великолепной мелодичной музыки, увлекательного и захватывающего сюжета в духе приключенческих романов со злодеями-преступниками и поиском сокровищ.
Режиссер Алексей Франдетти продолжает удивлять публику нестандартными постановками в разных театрах Москвы и не только. Еще не успел разойтись кругами резонанс от «Обыкновенного чуда» в питерском ТЮЗе, как в Театре на Таганке – новая премьера: «Петя и фолк», мультижанровое суперсовременное по театральному и музыкальному языку шоу, адресованное молодой аудитории.
«Обыкновенное чудо» Геннадия Гладкова и Юлия Кима по мотивам пьесы Евгения Шварца поставили в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени Брянцева. Постановку осуществила звездная московская творческая группа во главе с режиссером Алексеем Франдетти: художники Вячеслав Окунев (сценография), Виктория Севрюкова (костюмы), Иван Виноградов (свет), хореограф Светлана Хоружина.
Премьера новой оперы-драмы композитора Алексея Рыбникова состоялась в театре «Градский-холл». Автор назвал ее Le Prince Andrè – вот так по-французски, уточнив в подзаголовке: «Князь Андрей Болконский по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». И не будет преувеличением сказать, что произведение создано Алексеем Рыбниковым в соавторстве с великим классиком: практически, все тексты, звучащие со сцены – прозаические и являются точными цитатами из романа Толстого.
Мюзикл «Винил» Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» показали на фестивале «Видеть музыку». Спектакль сделан признанными мастерами жанра: композитор Евгений Загот, режиссер Сусанна Цирюк, либреттист Карина Шебелян хорошо известны на поле музыкального театра. Но на этот раз авторы удивили фатальным непопаданием в запросы времени: история о том, как во время «холодной войны» западная демократия победила российский тоталитаризм ради группы стиляг, сегодня звучит уж очень экзотично.
Оригинальный проект «Геликон-оперы» — постановка «Богемы» Пуччини силами четырех победителей режиссерского конкурса «Нано-опера» — увидел свет и доказал, что самые дерзкие и парадоксальные затеи Дмитрия Бертмана венчаются большим успехом. «Богема» состоялась.
Алексей Рыбников не нуждается в представлении. Автор великой рок-оперы «Юнона» и «Авось», перевернувшей в советские застойные времена все представления о современной музыке и атеизме, не менее знаменитой рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а еще великолепной киномузыки, шести симфоний и других академических сочинений недавно стал художественным руководителем театрально-концертного объединения «Градский-холл».
Красноярский театр оперы и балета имени Д.Хворостовского провел в Москве масштабные гастроли, показав на обеих сценах Большого театра два оперных и один балетный спектакль. Завершилось большое турне красноярцев оперой «Лакме» Делиба в постановке Сергея Новикова, которому удается совмещать работу в высших эшелонах государственной власти (в настоящее время он — начальник управления Президента РФ по общественным проектам) с оперной режиссурой.
Департамент культуры, неделю назад начавший резкую смену худруков, похоже, вошел во вкус и произвел очередное назначение. Не менее громкое, чем предыдущие. На этот раз объектом активности руководства культурного ведомства стал «Ленком Марка Захарова». Туда пришел большой спец по мюзиклам Алексей Франдетти.
Пандемийный контекст, в котором прошел музыкально-театральный сезон-2021/22, сменился контекстом специальной военной операции. Невозможно не замечать этого. И музыканты заметили — по-своему, иногда прямо, часто не линейно, где-то концептуально, а где-то спорно. Поэтому события сезона 2021–2022 гг. очевидно разделились на «до» и «после». И то, что «после», оказалось гораздо значимее.
Премьеру оперы Верди «Аида» в «Геликон-опере» по-настоящему ждали. Поклонники театра жаждали сравнить ее с предыдущей постановкой 1996 года, которая по тем временам оказалась невероятно резонансной. Многие справедливо считали тогда этот спектакль этапным в российской оперной режиссуре. Кроме того, интерес подогревался обещанием включить в исполнение оперы «Синфонию» — увертюру, написанную самим Верди взамен известной интродукции, но не исполняемую при его жизни.
Сочинение Виктора Пелевина впервые стало основой оперного спектакля. На такой отчаянно смелый поступок решились Музыкальный театр имени Н.Сац во главе с Георгием Исаакяном. Таинственная личность культового писателя, создавшего собственную литературную вселенную, которая столь же далека от реальной жизни, сколь близка ей — достаточно лишь чуть изменить сознание, — не раскрылась даже при подписании договора с театром. Договор заключило издательство, владеющее авторскими правами.
Петр Лундстрем — скрипач-виртуоз, продолжатель двух мощных артистических династий: внучатый племянник легендарного джазмена Олега Лундстрема по отцовской линии, а по материнской — внук знаменитого пианиста Михаила Воскресенского, сын скрипача Леонида Лундстрема и пианистки Марии Воскресенской. Петр выпускник Московской консерватории, Высшей музыкальной школы королевы Софии в Мадриде (учился у великого Захара Брона), лауреат многочисленных международных конкурсов.
На пятом Международном конкурсе молодых оперных режиссеров «Нано-опера» мы вручили специальную премию «МК» в номинации «Лучшая провокация» наиболее дерзкому конкурсанту. Самый смелый вызов опере бросила Ирина Гаудасинская из Санкт-Петербурга, представительница известной оперной династии.
На Камерной сцене Большого театра (бывший театр Бориса Покровского на Никольской улице) представили премьеру оперы Гаэтано Доницетти «Линда ди Шамуни». Прекрасная музыка и нелепый сюжет стали основой для создания на сцене суетливого дуракаваляния с претензией на юмор.
В пятый раз в Москве прошел Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера», придуманный и организованный Дмитрием Бертманом и его театром «Геликон-опера». Юбилейный конкурс должен был пройти в прошлом году, однако был перенесен в связи с пандемией.
В Свердловской Музкомедии громкая премьера: режиссер Филипп Разенков, дирижер Борис Нодельман, драматурги Константин Рубинский и Макс Трефа, а также большая творческая команда талантливых и нестандартно мыслящих людей превратили знаменитые песни Микаэла Таривердиева в спектакль. Сочинили историю в жанре философской притчи, сделали инструментовку для оркестра с классическим саундом образца 70-х и преподнесли все это сегодняшней публике.
«Золотая маска» завершает конкурсные показы. В разделе «музыкальный театр» большинство номинированных спектаклей, за редким исключением, вызвали, мягко говоря, недоумение. И вот — показанный под занавес мюзикл «Одолжите тенора» Свердловской музкомедии в постановке молодого режиссера Антона Музыкантского буквально взрывает унылую палитру конкурсной программы. Благодарная публика, заполнившая зал театра Et Cetera до отказа, аплодирует стоя.
Прославленный Московский государственный академический камерный хор, известный также как «Минин-хор», приступил к празднованию своего 50-летнего юбилея. Основанный в 1972 году хормейстером Владимиром Мининым, ныне здравствующим народным артистом СССР, этот хоровой коллектив завоевал мировую славу высококлассным исполнением самого разнообразного репертуара — от старинной музыки до композиций XXI века, от духовных песнопений до джаза, от фольклора и этнической музыки до киноклассики и рока.
Новый музыкальный спектакль в театре «Московская Оперетта» оказался неожиданным по теме и сюжету. Композитор Роман Игнатьев и автор текста, она же режиссер-постановщик Жанна Жердер, представили мюзикл «Дочь Монтесумы», повествующий о завоевании Мексики испанскими конкистадорами. Масштабный замысел авторов позволил «Московской Оперетте» развернуться по максимуму своих постановочных возможностей.
Вадим Семенович Жук, поэт, драматург, мастер пародии и капустника, интеллектуал, театровед, невероятно веселый и остроумный человек отмечает 75-летний юбилей. Цифры его не пугают. Как он сам говорит – уже пугался, хватит. Напротив, в них он видит красоту и благородство – 75 куда лучше, чем с нулем. Разговор с обозревателем «МК» начался под пение Шаляпина – любимого исполнителя Вадима Семеновича….