50 лет отмечает знаменитый «Минин-хор»: от барокко до рока

Московский государственный академический камерный хор начал празднования концертами

Прославленный Московский государственный академический камерный хор, известный также как «Минин-хор», приступил к празднованию своего 50-летнего юбилея. Основанный в 1972 году хормейстером Владимиром Мининым, ныне здравствующим народным артистом СССР, этот хоровой коллектив завоевал мировую славу высококлассным исполнением самого разнообразного репертуара — от старинной музыки до композиций XXI века, от духовных песнопений до джаза, от фольклора и этнической музыки до киноклассики и рока. Хор начал серию своих юбилейных концертов с грандиозного представления в Доме музыки, где вместе с оркестром Павла Когана и солистами Агундой Кулаевой, Мариам Мерабовой, Михаилом Кауфманом и Норайром Барсегяном исполнил сочинения Бернстайна и Дженкинса. За пультом — преемник Владимира Минина маэстро Тимофей Гольберг.

Московский государственный академический камерный хор начал празднования концертами
Ведущие концерта Сати Спивакова, Юлиан Макаров, дирижер Тимофей Гольберг. Фото: Валерий Логачев.

Публика Светлановского зала Дома музыки овациями приветствует сидящего в зале 93-летнего Владимира Николаевича Минина, создателя хора и его руководителя вплоть до недавнего времени. Сегодня он занимает почетную должность президента творческого коллектива, носящего его имя. Ведущая Сати Спивакова передает Владимиру Николаевичу поздравления от находящегося на гастролях Владимира Спивакова: так сложилось, что совместная программа «Виртуозов Москвы» и Мининского хора в гастрольном туре по Сибири оказалась первой, на которую Сати Спивакова отправилась вместе со своим супругом. 

На этом вечере при всей грандиозности и некамерности его программы вообще было много личного — в зале сидели многолетние поклонники творчества «Минин-хора», знатоки хоровой музыки. Но даже они были удивлены выбором произведений, которыми хор открыл свой юбилейный цикл.

Начали с увертюры к оперетте Леонарда Бернстайна «Кандид», которую оркестр, ведомый Тимофеем Гольбергом, исполнил с необходимым блеском и драйвом. Ритмическая точность, необходимая в этой прошитой синкопами музыке, опереточный кураж и праздничность — все это музыкантам удалось на славу и стало стартовой точкой для весьма нетривиальной программы. Можно даже сказать, спорной программы. Леонард Бернстайн и в особенности Карл Дженкинс, музыка которого была исполнена во втором отделении, — представители так называемого кроссоверного направления в музыке. То есть пограничного, маргинального. Эта музыка слишком академична, чтобы считаться эстрадой, но в то же время слишком эстрадна, чтобы быть традиционной классикой. Тем не менее организаторы концерта рискнули, и не прогадали. Зал принимал сочинения американского композитора ХХ века и современного британского автора с восторгом. Тем более что мы услышали духовные произведения этих авторов: «Чичестерские псалмы» Бернстайна, написанные на идиш, и Stabat Mater Карла Дженкинса, в котором англоязычные тексты соединились с канонической латынью.

В «Чичестерских псалмах» солировал юный солист Михаил Кауфман, воспитанник Хорового училища имени Свешникова. Его чистый, легкий, безупречный дискант буквально заворожил слушателей. Специфика детского тембра, конечно, не зря всегда применялась в духовной музыке — кажется, что именно так поют ангелы.

Stabat Mater Карла Дженкинса и вовсе стала музыкальным открытием для многих. Дженкинсу принадлежит немало сочинений духовного содержания: есть у него Месса, Реквием. И вот… Stabat Mater, своего рода страсти по Деве Марии, скорбящей матери Иисуса. Фирменный прием валлийского композитора — смешение стилей, культур, языков. Конечно, в этом кроется смысловой объем: универсальность музыки, способной объединять самые различные, «конфликтные» идеи и формы, — то, в чем так нуждается человечество. Тем более что Дженкинс современный композитор, говорящий языком внятным, ясным, можно даже сказать, простым: тональность, гармонии, традиционные приемы плюс элементы рока и, разумеется, этнические и фольклорные приемы. Две солистки — академическое меццо-сопрано Агунда Кулаева и джазовая звезда Мариам Мерабова — создают два полюса женского и материнского начала, воплощенного в образе Богоматери. Но это еще и культурологические полюса: восток и запад, профессиональное искусство и фольклор, фиксированный текст и импровизация… Плюс ко всему шаманский тембр дудука (Норайр Барсегян), которому свойственно уносить слушателей куда-то в космос.

Народный артист СССР Владимир Минин. Фото: Валерий Логачев.

Многомерность этого сочинения, его масштабность и густонаселенность — хор, оркестр, солисты — создают впечатление почти оперного действа. И во многом это происходит благодаря невероятной харизме и энергетике Тимофея Гольберга — думаю, одного из самых интересных и перспективных дирижеров в своем поколении.

Сама собой пришла мысль о том, что сегодня в некоторых западных странах возникает запрет на русскую музыку — «под раздачу» попал даже Чайковский. А у нас без всяких ограничений звучит музыка британского живого композитора…

Директор коллектива Дмитрий Сибирцев ответил на это замечание:

«В этом концерте должен был дирижировать британский дирижер Ян Латам-Кениг, который не отказался от участия в концерте. Он не смог быть только по причине невозможности организовать его прилет — прямых перелетов нет, и он физически не успел бы к началу концерта. Но это была единственная причина. Потому что маэстро — человек мира. И мы люди мира. Музыка, которая сегодня звучала, актуальна всегда и везде. Как и музыка Гаврилина, Россини, Форе, Свиридова...

Итак, концертный марш в честь 50-летия «Минин-хора» стартовал. Впереди ряд интереснейших программ. В конце концов, для творческого коллектива в 50 лет жизнь только начинается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру