Екатерина Кретова
Публикаций: 357
Сериалом года стал пятисерийный «Чернобыль», созданный шведским режиссером Йоханом Ренком и американским каналом НВО. Его смотрел весь мир, воспринимая как подлинную хронику событий, восторгаясь скрупулезностью воспроизведения бытовых деталей того времени. Казалось, что впервые была сказана вся правда о трагедии 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС.
В МособлТЮЗе сыграли премьеру «Питер Пэн» в постановке Алексея Франдетти. Живой оркестр «Папоротник» под управлением скрипача Александр Антонова, заново открытая музыка забытого советского композитора Игоря Ефремова, сильный актерский состав, оригинальная хореография Павла Ивлева и, наконец, участие в спектакле Нонны Гришаевой — все это работает на неожиданную и парадоксальную режиссерскую концепцию. В ней главный герой — летающий паренек, не желающий взрослеть, — превратился в... героя войны.
Оперу английского композитора XVII века Генри Перселла «Дидона и Эней», совместную постановку Большого театра и оперного фестиваля Экс-ан-Прованс, показали на Новой сцене Большого театра. Интернациональная команда постановщиков во главе с замечательным английским дирижером, мастером исторических музыкальных реконструкций Кристофером Мулдсом и французским режиссером с несколько необычной профессиональной биографией Венсаном Уге, сотрудничала с нашими солистами и оркестрантами.
Михайловский театр впервые за свою 100‑летнюю оперную историю представил премьеру вердиевской «Аиды» — одного из самых популярных мировых оперных шедевров. Этот спектакль стал дебютом на санкт-петербургской сцене известного музыканта, некогда главного дирижера Большого театра Александра Ведерникова, который в этом сезоне занял должность музыкального руководителя Михайловского театра.
Московский театр «Новая Опера» продолжает выполнять поистине грандиозную миссию по открытию новых оперных названий и современных оперных композиторов. После успеха оперы Константина Боярского «Пушкин» в конце прошлого сезона театр предъявляет публике еще одну мировую премьеру — оперу Алексея Шелыгина «Продавец игрушек», сочинение неординарное по музыкальному языку, формату, стилю и, главное, месседжу, смысл которого в следующем: деньги не приносят счастье. Все, что вам нужно, — это любовь…
Театр танца «Казаки России» из города Липецка привез в столицу впечатляющее шоу, в котором соединились разные жанры и танцевальные стили. Вокально-хореографический спектакль «Пугачевъ», поставленный по мотивам повести Пушкина «Капитанская дочка», на музыку молодого, но уже известного и отмеченного престижными премиями композитора Алексея Сергунина, был показан на малой сцене Кремлевского дворца.
В «Геликоне» стартовал премьерный блок «Травиаты» Верди — одного из главных оперных хитов, с давних пор делающих кассу в музыкальных театрах всего мира. И хотя «Геликон», как известно, авторский режиссерский театр, в данном случае можно с полным основанием поставить имя дирижера первым в перечислении создателей спектакля.
Московская премьера оперы «Октавия. Трепанация» состоялась в «Электротеатре». Два года назад спектакль дважды показали в Амстердаме на Holland Festival. Полуторачасовое мультижанровое произведение Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского, конечно же, претендует на статус мегаинтеллектуального месседжа, выраженного гиперактуальными средствами. Но, как это случается и в физике, и в метафизике – крайности соединяются. То, что предъявляется как смелость форм, уныло смыкается с заурядностью средств.
Умер Гия Канчели. Выдающийся советский грузинский композитор, один из немногих композиторов, успевших на излете Советского Союза получить звание народного артиста СССР. Работавший в кино с Георгием Данелия, Канчели по праву разделил славу этого выдающегося кинематографиста примерно так же, как Александр Зацепин делил ее с Леонидом Гайдаем, а Андрей Петров с Эльдаром Рязановым.
Первая оперная премьера нового сезона в Большом театре состоялась на Новой сцене: «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова в постановке Тугана Сохиева и Алексея Франдетти порадовала тех, кто хотел бы приводить на русскую классику детей без риска подвергнуться культурному шоку и обратиться в бегство после первого акта. «У меня сказка — так сказка», — сказал о своем сочинении сам Николай Андреевич. И постановщики не стали вступать с ним в эстетический спор.
Марк Захаров по праву считается создателем русского мюзикла наряду с выдающимися композиторами и либреттистами, которые в 70-е годы прошлого века нащупывали этот жанр и переносили его на русскую почву.
101-й сезон открыл Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Второе столетие своей творческой жизни эта колыбель оперной режиссуры начала с вершины источника: великолепной премьерой спектакля «Похождения повесы» Игоря Стравинского в постановке дирижера Тимура Зангиева и британского режиссера Саймона Макберни.
В четвертый раз в Москве проводится фестиваль «Видеть музыку» — невероятный по масштабу форум музыкальных театров России.
В Большом зале консерватории состоялся авторский концерт композитора Владимира Дашкевича, отмечающего свое 85-летие. В программе, названной «Бог помочь вам, друзья мои», выдающийся маэстро представил публике мировые премьеры двух симфоний — Чеховской и Пушкинской. А также пригласил на сцену двух своих друзей, с которыми сотрудничал всю жизнь: Елену Камбурову и Юлия Кима. Оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки показал высочайший исполнительский уровень.
3 сентября сразу три театра открыли свой сезон. И какие — бульварные, то есть расположенные на трех прекрасных московских бульварах, «Ленком» (возле Страстного), «Школа современной пьесы» (на Петровском) и «Геликон» (рядом с Никитским). Журналисты разрывались — куда бежать сначала: ведь час открытия во всех трех театрах падал на полдень.
Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» в четвертый раз выпустил на территорию музыкального театра своих победителей. Среди них — Елизавета Корнеева, выпускница ГИТИСа (мастерской профессора Исаакяна), ставшая лауреатом второй премии.
Композитору Владимиру Дашкевичу в этом году исполнилось 85 лет. Эту впечатляющую дату 6 сентября отметят в Большом зале консерватории авторским концертом маэстро под названием «Бог помочь вам, друзья мои». В исполнении Государственного оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки прозвучат две симфонии — Пушкинская и Чеховская. Это будет мировая премьера. Сложно бывает адекватно оценить масштаб личности и таланта наших современников.
То, как ждали премьеру спектакля «Мистер Георг Отс» на международном оперном фестивале, проходящем на острове Сааремаа, уникально. Заглавный герой и «Геликон-опера» — этот симбиоз культового в Эстонии имени и знаменитого московского театра обеспечил огромный интерес эстонской публики. На премьеру, посвященную предстоящему в марте 2020 года 100‑летию со дня рождения легендарного баритона советской поры, неотразимого Мистера Х, собралась вся эстонская элита.
Оперный десант в составе 200 человек — солисты, хористы, оркестр московской «Геликон-оперы» — высадился на небольшом, необыкновенно красивом эстонском острове Сааремаа для участия в международном оперном фестивале. Роскошный суперсовременный фестивальный зал вмещает 2000 зрителей. Вместе с труппой театра, сотрудниками, представителями прессы, волонтерами и обслуживающим персоналом фестиваль ежедневно собирает около двух с половиной тысяч человек.
Музыкальный сезон-2018/2019 оказался крайне напряженным и насыщенным буквально во всех областях: оперный театр, филармоническая и концертная жизнь, современное композиторское творчество, музыкальное образование, юбилейные даты — все буквально бурлило и было наполнено яркими, интересными, спорными событиями. Не обошлось и без «вау-эффектов», конфликтов и скандалов. Так что можно смело сказать: сезон удался.
Режиссер знаменитых фильмов «Аполлон 13», «Нокдаун», «Код Да Винчи», «Ангелы и демоны», обладатель «Оскара» за культовый фильм «Игры разума» Рон Ховард не впервые стал автором биографической ленты о музыкантах.
Известный поп-певец, композитор и продюсер Аркадий Укупник дебютировал с масштабным театральным проектом — его мюзикл «Ромео vs Джульетта. ХХ лет спустя», который представила публике «Московская оперетта». Либретто Карена Кавалеряна основано на давней мечте всех поклонников повести, печальнее которой нет на свете: а вот бы они остались живы! И вот вам пожалуйста — Ромео и Джульетта не умерли. Они поженились.
Два модных Филиппа – дирижер Чижевский и режиссер Григорьян - поставили на Камерной сцене Большого театра (бывшем Камерном театре имени Бориса Покровского) оперетту Жака Оффенбаха «Перикола». Сам композитор называл свое детище оперой-буфф. Постановщики поняли мсье Жака буквально: шутить - так шутить. И так увлеклись этим делом, что превратили в объект для безудержного юмора абсолютно все: от персонажей и сюжета до самой музыки.
Премьера оперы британского композитора Константина Боярского «Пушкин» в постановке дирижера Яна Латам-Кенига и режиссера Игоря Ушакова с огромным успехом прошла в «Новой опере». Представленная два года назад в концертном исполнении, опера обрела сценический вид — весьма интересный и адекватный высококлассному музыкальному и литературному материалу.
Премьера оперы Джузеппе Верди «Отелло» состоялась в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в рамках фестиваля «Черешневый лес». Красная дорожка, дамы в вечерних платьях, именитые гости — все предвещало резонансное культурное событие. Тем более что постановщиком оперы выступил режиссер Андрей Кончаловский, а партию Дездемоны исполнила оперная звезда Хибла Герзмава.
В Московском Доме музыки прошел сольный концерт Нины Шацкой. Уникальная актриса и певица выступила с программой «Нет, не прошла весна…», в которой прозвучали романсы, песни, композиции в самых разных стилях и жанрах. Певица буквально летела по волнам музыкальных образов, легко переходя от декадентских опусов Бориса Прозоровского к цыганской страсти знаменитого романса Фомина «Только раз бывает в жизни встреча», от латиноамериканского драйва Пьяццоллы к арт-року Давида Тухманова…
Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-Опера» в четвертый раз прошел в «Геликон-опере». Уникальный конкурс, придуманный Дмитрием Бертманом, открывает фантастические возможности режиссерам, дебютирующим в жанре музыкального театра, помогает раскрыть свой потенциал и получить шанс реализовать талант и умения в лучших театрах мира. В жюри конкурса входят режиссеры и интенданты крупнейших театров России и мира.
Премьера оперы «Евгений Онегин» в постановке дирижера Тугана Сохиева и режиссера Евгения Арье состоялась в Большом театре. Продвижение спектакля началось задолго до премьеры, когда в соцсетях стали появляться инсайдерские кадры с репетиций, повергнувшие народ в состояние нездорового возбуждения.
Ушел из жизни Евгений Павлович Крылатов. Великий русский композитор, мелодист. Говорю «великий» - не потому, что писал он филармоническую музыку – симфонии или квартеты (хотя он их писал), а потому, что он создал свой уникальный музыкальный мир, понятный и доступный каждому, но совершенно не банальный и не примитивный. Его песни будут петь вечно – в этом сомнений нет. Евгений Крылатов – классик. И то, что сегодня его не стало – огромная потеря для русской музыки.
— Браво! — басовитый посыл из партера. — Позор! — бабий визг откуда-то с галерки. Так эффектно завершилась премьера спектакля «Последний герой» в постановке Руслана Маликова по пьесе Ивана Крепостного. Это уже вторая премьера на гигантской основной сцене МХАТа имени Горького после того, как Эдуард Бояков сменил Татьяну Доронину на посту худрука.