Умер автор «Крылатых качелей» композитор Евгений Крылатов

История жизни известного музыканта

Ушел из жизни Евгений Павлович Крылатов. Великий русский композитор, мелодист. Говорю «великий» - не потому, что писал он филармоническую музыку – симфонии или квартеты (хотя он их писал), а потому, что он создал свой уникальный музыкальный мир, понятный и доступный каждому, но совершенно не банальный и не примитивный. Его песни будут петь вечно – в этом сомнений нет. Евгений Крылатов – классик. И то, что сегодня его не стало – огромная потеря для русской музыки.

История жизни известного музыканта

«Крылатые качели» - название этого песенного шедевра как-то слилось с его личностью. Ему очень шла его фамилия. Тот случай, когда божественный композиторский дар существовал в гармонии с человеческими качествами – доброта, душевность, высочайшая духовность. При этом недюжинное чувство юмора, самоирония. У него день рождения 23 февраля, в праздник Защитника Отечества – каждый раз при поздравлении мы обыгрывали эту тему. У него была удивительная биография мальчика из глубокой провинции, который сделал фантастическую карьеру. Вырос он в Мотовилихе. Это такой рабочий пригород Перми. Родители работали на заводе. Жили в коммуналке. Предвоенные, затем военные годы. Евгений Павлович много рассказывал о своем детстве. О том, как местное управление культуры выделило ему прокатный рояль – собственного инструмента в семье простых рабочих, разумеется, не было. В Московскую консерваторию Евгений Павлович чуть было не провалился – не мог сдать теорию, потому что в Перми, где он учился, ее попросту не преподавали. Но вмешался ректор консерватории Александр Свешников, который рассмотрел в этом провинциале истинный талант. И Евгений Павлович закончил консерваторию по двум специальностям – по фортепиано у Натансона и по композиции у Михаила Чулаки.

А в кино его привел еще один гений мелодии – Александр Зацепин. Не побоялся «конкуренции» и рекомендовал Крылатова на студию документального кино и Союзмультфильм. И даже выпустил с ним совместно несколько фильмов, в том числе знаменитый «Фильм, фильм, фильм». А потом была гениальная «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», которую вот уже ровно полвека все мамы и бабушки поют своим малышам. Мне рассказывали, что эту песню услышал один американский продюсер. И сказал, что, если бы у них в каком-нибудь диснеевском мультике появился такой шедевр, то из него непременно сделали бы крутейший бродвейский мюзикл.

Мелодический дар Крылатова феноменален и, казалось, неисчерпаем. Песни из фильмов «Достояние республики» (помните, «Шпаги звон, как звон бокалов»?) «Приключения Электроника» (помните «Крылатые качели»?), «Ох, уж эта Настя» (помните, «Вернись, лесной олень»?), «И это все о нем» (помните – «Сережку ольховую»? А «Простоквашино»? А «Чародеи»? а «Гостья из будущего»? Перечислять можно бесконечно. Это не просто шлягеры, хиты, запоминающиеся песни. Это лирические высказывания, глубокие, проникающие в душу. Каждая мелодия – неповторима. Как он этот делал? Уму непостижимо. А детские песни – которые совсем не детские? «Прекрасное далеко» - это разве для детей? Впрочем, и для них тоже. Потому что, если русские дети не растут на песнях Евгения Крылатова, то вряд ли они станут нормальными людьми. Но, к счастью, они растут. И поют эти песни, написанные 50, 40, 30 лет назад. И будут петь всегда.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27969 от 13 мая 2019

Заголовок в газете: Прощайте, «Крылатые качели»!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру