Екатерина Кретова
Публикаций: 357
В России практика постановки барочных опер вообще и Генделя в частности, по большому счету, отсутствует. Да и по малому тоже. Отсутствие опыта интерпретации написанных три века назад опер влечет за собой массу проблем: начиная от неумения их петь — заканчивая непониманием, как их следует ставить. Но на помощь всегда готовы прийти иностранные спецы.
Новосибирский театр оперы и балета - НОВАТ, как он стал называться после ребрендинга, - представил публике новые названия: балет Асафьева "Пламя Парижа" и оперу Мусоргского "Борис Годунов". Обозреватель «МК» провел в НОВАТе два вечера, с удовольствием погрузившись в обновленную атмосферу театра, и по достоинству оценил его художественную продукцию.
Георгий Исаакян поставил «Богему» Пуччини в «Новой опере». Его партнерами в весьма необычной трактовке этой восхитительной партитуры выступили дирижер Фабио Мастранжело и художник Хартмут Шоргофер. Спектакль наполнен недюжинными вокальными работами замечательных солистов. А режиссерское решение, интригующее поначалу, в финале буквально взорвало мозг обозревателя «МК» своей лихостью и неожиданностью…
Первая премьера «Геликон-оперы» в преображенном историческом здании — само по себе событие. То, что Дмитрий Бертман выбрал для открытия новой сцены именно «Садко» Римского-Корсакова, казалось вполне логичным: сказочная, былинно-эпическая, сугубо национальная опера, давно не шедшая на московской сцене и дающая прекрасные возможности для демонстрации отличной машинерии, света, видео и прочих приобретенных театром технических инструментов. Однако постановочные чудеса оказались вовсе не главными.
Ранним утром 8 ноября оборвалась жизнь Андрея Яковлевича Эшпая - выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, пианиста, профессора, педагога... Автора не только академической музыки, но шлягеров, знакомых каждому: «А снег идёт», «Москвичи (Серёжка с Малой Бронной), «Почему, отчего, и не знаю сам…», «Два берега»...
Наконец-то!!! Дожили!!! Эти два восклицания были, пожалуй, самыми популярными среди гостей исторического открытия дома Московского театра "Геликон-опера" под руководством Дмитрия Бертмана. Царила празднично-восторженная атмосфера. Под звуки духового оркестра, расположившегося на противоположной стороне Большой Никитской "очень важные персоны" в смокингах и вечерних платьях шествовали по красной дорожке в распахнувшиеся после многолетнего перерыва двери одного из лучших оперных театров мира.
Юбилей композитора Александра Журбина — это не просто день рождения с кучей гостей, подарков и немалым количеством свечей на торте. Это — огромный фестиваль, состоящий почти из трех десятков концертов, спектаклей, творческих вечеров и прочих музыкальных событий, которые пройдут в Москве в течение осени и зимы 2015 года и даже захватят 2016-й. И чем дальше будет двигаться фестиваль, тем больше интересного произойдет, потому что Маэстро выбрал для своего юбилея правильный слоган: «Все к лучшему».
Рядом с именем Любимова можно употреблять любые восторженные эпитеты — даже при жизни Юрия Петровича они казались уместными и непреувеличенными. И дело, пожалуй, не в банальном признании огромнейшей роли Любимова в истории мирового театра — он был эпохой, олицетворением российской истории во всем богатстве ее событий, противоречий, величия и ошибок, трагедии и фарса.
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко поставили оперу Нино Рота «Волшебная лампа Аладдина». Спектакль предназначен разновозрастной аудитории – у нас интенсивно осваивают популярный в Европе формат спектаклей для семейного просмотра. Взрослую часть публики, естественно, интригует имя композитора: автор саундтреков к фильмам Феллини, Дзеффирелли, Висконти, Копполы и даже Сергея Бондарчука принадлежит к узкой группе культовых кинокомпозиторов, известных во всем мире.
Еще одно знаменитое мировое шоу стартовало на сцене театра «Россия» — «Поющие под дождем». И хотя за последние полтора десятка лет московская публика уже успела приучиться к различного рода театральным «блокбастерам» — будь то привозная продукция или же выращенная в собственном коллективе, — столь эффектного, поистине бродвейско-голливудского спектакля в Москве еще не было.
Это большой день для москвичей, для меломанов, для любителей оперы и для всех тех, кто почти 10 лет ждал, когда «Геликон» - самый молодой оперный театр столицы, - переедет в свой дом на Большой Никитской. Свершилось: здание особняка княгини Шаховской с фасадами неземной красоты фасадов и с волшебными, полными чудес интерьерами, открыло свои двери для публики.
Сезон в Большом театре начался еще 4 сентября, но труппа собралась лишь неделю спустя: премьера балета «Герой нашего времени» пришлась на финал сезона минувшего, соответственно, балетные артисты ушли в отпуск позже. Сегодня они первый день на работе, так что оперно-балетная часть, а также технический и обслуживающий персонал, смогли собраться вместе. Из Большого театра — обозреватели «МК».
Александр Журбин год своего 70-летиия проводит невероятно плодотворно: только что прошла премьера оперы «Мелкий бес» в Камерном театре имени Покровского, и вот – еще одна премьера: оперетта-водевиль «Недоросль» в Музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева. Обличительная комедия XVIII века, за которую автор Денис Фонвизин подвергся большой немилости со стороны императрицы Екатерины Второй, как оказалось, не потеряла своей актуальности и способности смешить публику XXI столетия.
Прошедший сезон задел столь мощным всплеском режиссерского наезда на оперу, что, как говорила Раневская, жалуясь на радикулит, «старожилы не припомнят, чтобы так болела… поясница».
Большой театр — в поиске. Не успели остыть страсти вокруг додинской «Пиковой дамы», которая явила собой классический пример радикальной «режоперы», и вот вариант обратного подхода к оперной партитуре — «Кармен» в пацифистски-неброской постановке Алексея Бородина. Как ни странно, при внешней противоположности у этих спектаклей есть нечто общее: они равно далеко, хоть и с разных сторон, дистанцированы от музыки.
«В четверг бойся пупсиков…» Такую телеграмму когда-то мой дружбан-приколист отправил директору музыкальной школы, в которой мы вместе преподавали. Директор вычислил отправителя и уволил. Видать, не на шутку пупсиков испугался. К чему это я? Да к тому, что никакие пупсики не сравнятся по устрашению со сверлийцами, сошедшими на планету Земля и сеющими страх и ужас, пока, правда, только на Тверской в Электротеатре «Станиславский».
Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского под конец сезона представил мировую премьеру оперы Александра Журбина «Мелкий бес» по жутковатому роману Федора Сологуба. Спектакль поставил один из сильнейших российских оперных режиссеров Георгий Исаакян. И саму партитуру, и сделанный по ней спектакль смело можно назвать крупнейшими событиями сезона: авторы смогли в полной мере погрузить зрителей в фантасмагоричность и безумие российской действительности.
Старейший музыкальный театр России, имеющий многолетнюю, еще с советских времен репутацию законодателя мод в жанре оперетты, а теперь уже и мюзикла, привез в Москву два спектакля - "Скрипач на крыше", знаменитый бродвейский мюзикл, и "Яму" Сергея Дрезнина по Куприну. Показали их на сцене театра имени Н. Сац, что неслучайно: гастроли были организованы в рамках Фестиваля музыкальных театров России, который возглавляет худрук театра им. Н. Сац Георгий Исаакян.
Постановку "Свадьбы Фигаро" Моцарта в Большом театре публика и критика встретила с единодушным одобрением. Спектакль режиссера Евгения Писарева и дирижера Уильяма Лейси содержит, как минимум, два секрета, обеспечивающих успех музыкального спектакля: великолепное качество исполнения и абсолютная адекватность режиссерской концепции партитуре.
Этот скромный театр высокомерные критики обходят стороной и никогда не выдвигают на театральные премии. Действительно, все уж очень не пафосно: расположен у черта на рогах (метро Рязанский проспект), имеет статус детского, работает в маленьком неприспособленном помещение – фойе огромного брошенного кинотеатра, который никак не соберутся реконструировать. А между тем Московский музыкальный театр под управлением Геннадия Чихачева делает дело.
«Ну что, пришла писать очередное говно?» — спрашивает меня режиссер Борис Мильграм. И это вместо «здрасьте». С такой оптимистической ноты начинается наше знакомство с его спектаклем «8 женщин», который он привез на «Золотую маску» из Перми (театр «Театр-театр»). Уже после первого акта обозреватели «МК» недоумевали: как вообще такое произведение могло попасть на национальную премию, и аж в семи номинациях? Впрочем, на «Маске» и не такое случалось.
Сразу несколько новых мюзиклов обновили московскую театральную афишу. А тут еще и фестиваль «Золотая маска» пополнил список своими номинантами. Читаешь перечень предлагаемых названий — и чувствуешь себя прямо как на Бродвее. Только вот со спектакля нередко выходишь с чувством, что тебя порядочно надули. Зато когда удается увидеть честный, талантливый и, что самое главное, — профессиональный спектакль, то душа «мюзикломана» буквально поет.
В Москве на сцене театра «Русская песня» стартовал мюзикл «Мастер и Маргарита» — продукт санкт-петербургских постановщиков, который в минувшем году шел в питерском «Мюзик-Холле». Для столицы была сделана специальная редакция, в том числе записана инструментальная фонограмма и несколько изменен актерский состав.
Премьера «Пиковой дамы» — одно из самых заметных событий сезона: выдающийся Лев Додин в качестве режиссера, не менее выдающийся Михаил Юровский в качестве дирижера, столь же выдающийся Давид Боровский в качестве сценографа и, наконец, историческая сцена, по поводу которой руководство театра манифестировало верность традиции. Однако зрителей, пришедших на «Пиковую» в расчете увидеть спектакль в классическом стиле, ждал сюрприз: Додин пересочинил сюжет оперы Чайковского на свой лад...
Каждый приличный человек отлично знает, что мы живем в Конце Времен. В смысле, в эпоху Кали — Юги. Ну, если проще — накануне Апокалипсиса. И как тут художнику себя вести? Тешиться «Травиатами» и «Риголеттами»? Сочинять шлягеры, делая вид, что все хорошо? Нет, шалишь.
25 февраля в Электротеатре Станиславский запланирована одна из самых ожидаемых премьер сезона – «Синяя птица» в постановке Бориса Юхананова. В кулуарах на открытии театра поговаривали, что затраты на спектакль сравнимы с инвестициями в реконструкцию здания обновленного театра.
Премьера оперы «Хованщина» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко была одним из самых ожидаемых событий сезона. Прежде всего потому, что музыкальным руководителем постановки стал дирижер Александр Лазарев. Ожидания оправдались в полной мере: шедевр Мусоргского получил не просто адекватное, но великолепное прочтение, а исполнитель роли русского народа — хор театра и его руководитель Станислав Лыков заслужили за эту работу высших музыкальных и театральных наград.
Композитор Владимир Дашкевич показал близкому кругу друзей свою новую оперу в - «Двенадцать» по знаменитой, вроде бы хрестоматийной, но очень странной и до сих пор неразгаданной поэме Александра Блока, написанной им в самом начале гражданской войны. Сам спел за всех персонажей, аккомпанируя себе на рояле. Похоже, Дашкевичу, разменявшему в минувшем году девятый десяток, удалось раскрыть тайну этой поэмы, а заодно создать удивительное произведение — настоящую оперу XXI века.