Скончался композитор Андрей Эшпай

Автор песни «Сережка с Малой Бронной» ушел на 91-м году жизни

Ранним утром 8 ноября оборвалась жизнь Андрея Яковлевича Эшпая - выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, пианиста, профессора, педагога... Автора не только академической музыки, но шлягеров, знакомых каждому: «А снег идёт», «Москвичи (Серёжка с Малой Бронной), «Почему, отчего, и не знаю сам…», «Два берега»... Причиной смерти мастера стал инсульт.

Автор песни «Сережка с Малой Бронной» ушел на 91-м году жизни

Андрей Яковлевич Эшпай принадлежит к плеяде замечательных русских советских композиторов. Он прожил долгую жизнь — 90 лет. И в 2015 году мы отмечали его юбилей серией интереснейших концертов, приветствовали его, поздравляли, осознавая, что его жизнь и творчество это эпоха отечественной музыки.

Эшпай был композитором, для которого не существовало двойных стандартов. Он писал великолепную киномузыку, песни, которые становились шлягерами, но при этом сочинял серьезнейшие произведения в академических жанрах: 9 симфоний, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 4 концерта для скрипки и множество других симфонических сочинений в сложных жанрах. При этом и в академической музыке, и в «легкой» музыке он оставался самим собой. Его стиль был узнаваем всегда — и в песне «А снег идет» на стихи Евтушенко, и в музыке к фильму «Адъютант его превосходительства», и в Концерте для кларнета и струнного оркестра с арфой и литаврами. Эта профессиональная честность была свойственна Андрею Яковлевичу во всем: и когда он был председателем жюри конкурса Чайковского и выступил с резкой критикой ангажированности некоторых членов жюри, и когда он высказывал свое мнение по поводу системы преподавания в музыкальных вузах. Вероятно, его смелость и независимость формировались еще в те годы, когда он, закончив пулеметное училище и курсы военных переводчиков, воевал на Первом Белорусском фронте и 9 мая 1945 года встретил в Берлине.

Андрей Яковлевич Эшпай — основоположник замечательной творческой династии. Его сын Андрей Эшпай-младший — замечательный кинорежиссер. Внучка Мария Эшпай — талантливая пианистка.

Андрей Яковлевич Эшпай оставил после себя огромное творческое наследие, разнообразное по жанрам и неисчерпаемое по глубине образов, красоте мелодий и богатству форм.

Мы связались с сыном композитора, кинорежиссером Андреем Андреевичем Эшпаем. Вечером 7 ноября два Андрея разговаривали по телефону, обсуждали творческие планы и насущные вопросы (Эшпай-старший как раз восстанавливался после переломов руки и ноги), сын собирался в гости к отцу в воскресенье. Но в 6 утра Андрей Яковлевич тихо и мирно покинул этот мир...

— Умер гениальный композитор, мой отец, — сказал Андрей Андреевич «МК». — О смерти он никогда не думал... Не так давно состоялась премьера — балет в Германии. Были два юбилейных концерта, которые вел Федосеев. Но в воскресенье в 6 утра... инсульт. Да, он болел. Сломал руку и ногу, но восстановился, уже ходил. Говорил накануне, привези мне то, это... Я должен был приехать к нему. И вот ночью это случилось... его нет. Он ушел, ни о чем не думая. Завещания он не оставил, оставил свою музыку. Послушайте его симфонии и услышите, что такое наша жизнь. Вообще с ним слово «смерть» не сочеталось. Он ходил всегда в светлых костюмах и никогда не думал о смерти. Несмотря на то что на 90-летие не получил ордена, который его собирались дать — отец ведь участник войны, чудом выживший... Орден для него имел значение. Он герой нашей страны, величайший композитор и прекрасный человек. Но мы своих героев не ценим. Так устроено у нас все.

Алексей Шелыгин, композитор:

— Невозможно переоценить значение Андрея Яковлевича для советской, русской музыки и для всего мирового музыкального пространства. Это фигура вселенского масштаба — в своих симфонических произведениях, в балетах и песнях. Он владел огромным количеством жанров. Сложно назвать еще одного такого «всеядного» композитора. Он любил и джазовую музыку. Сам играл на рояле блестяще. Испытывал интерес ко всем стилям современной музыки.

При этом, будучи наследником русской композиторской школы, на мой взгляд, был последним великим ее представителем. И что поразительно: всегда писал свежую и новую музыку. Он никогда не стоял на месте в своих творческих замыслах. Это может многому нас научить — композиторов более молодого поколения. Бесспорно, он всеми уважаемый, любимый патриарх. Его влияние на русско-композиторскую школу огромно. Он работал до последнего... Особенно для кино. У них с сыном Андреем Эшпаем сложился великолепный творческий тандем. Например, его музыка к фильму «Русский перформанс» меня поразила своей абсолютной современностью. Можно подумать, что это сочинил молодой человек. Хочу еще сказать о его песнях: многие из них написаны полвека назад, но они и сегодня живы и не потеряли своей актуальности — они исполняются и цитируются.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26958 от 9 ноября 2015

Заголовок в газете: Он ушел, не думая о смерти

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру