«Двухсотлетний человек» - третья часть футуристической трилогии «Я робот», в которую ещё входят AR-опера К. Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина в постановке Георгия Исаакяна; компьютерная драма «ОНА» (что расшифровывается как «Операционная Новая Система»), созданная по мотивам оскароносного сценария актера и режиссера Спайка Джонса (перевод с английского, адаптация и режиссура Георгия Исаакяна)
Судя по тому, что во всех трех частях самое активное участие принимал гендиректор театра Георгий Исаакян (в балете «Двухсотлетний человек» он не только режиссер-постановщик, но и автором идеи и либретто), футуристическая трилогия «Я робот» - его инициатива, и балет создан в сотрудничестве с худруком балета театра Сац Кириллом Симоновым, который выступил хореографом-постановщиком балета.
Айзека Азимова в американской литературной традиции относят к «Большой тройке» писателей-фантастов. Повесть «Двухсотлетний человек» впервые была опубликована в 1976 году, и посвящёна роботу NDR, который стремился стать человеком. Повесть входит в цикл историй писателя о роботах, и произведение получило три самые престижные премии в англоязычной фантастике. На основе повести Айзека Азимова и Роберта Силверберга в 1993 году вышел роман «Позитронный человек»; по которым в 1999 году Крисом Коламбусом был даже снят фильм «Двухсотлетний человек».
«Я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, завтра становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству» - говорил Айзек Азимов о своем творчестве. Это же целиком и полностью относится к идее постановки в театре Сац спектакля, посвященного теме взаимоотношения человека и искусственного интеллекта. Разные аспекты столкновения человека и машины - и есть тема этого спектакля, предназначенного для взрослых и детей. Повесть и соответственно балет на её основе поднимают очень важные и особенно актуальные для современного мира проблемы человечности и искусственного интеллекта, рабства и свободы, конформизма и борьбы за свои права, жизни и смерти.
Балет «Двухсотлетний человек» - это история про то, как в роботе, который совершенствуется и постепенно эволюционирует в человека, начинают пробуждаться человеческие чувства. Он сопереживает, сочувствует, любит. При этом спектакль не только про робота, он и о людях. В частности в нем рассказывается про семью, которая в течении нескольких поколений его воспитала и относится к нему как к родному. Эти люди у Айзека Азимова благодаря роботу тоже меняются, и тоже проявляют чувства к машине, любят её.
Довольно эффектное оформление создали для спектакля, художники Анна Кострикова и Денис Сазонов. На сцене действительно появляется самый настоящий робот, но и потом, когда он начинает по ходу спектакля эволюционировать в человека, художники-постановщики придумывают ему костюм, который, и это самое главное, позволяет исполнителю роли робота Эндрю танцевать. Во второй части балета робот, подражая людям, вообще носит «человеческую» одежду и становится от человека не отличим.
А хореографию для этого персонажа Кирилл Симонов придумал довольно интересную и весьма разнообразную. А главное, как и задумывал постановщик, ему действительно удалось избежать банального танца машин. Робота Эндрю в разных актах балета танцуют разные артисты, поскольку робот, как и человек в балете стареет, и в конце – концов умирает.
В первой части партию молодого робота танцует премьер театра Иван Титов, и этому танцовщику удается отразить в своей пластике чувства и переживания своего героя. Ещё более сложные задачи ставит хореограф перед исполнителем партии Эндрю-старика, с которыми исполнитель партии Олег Кожанов тоже прекрасно справляется.
Кирилл Симонов, по его словам, «хотел уйти «от внешнего к внутреннему, обратиться к тем скрытым процессам, которые происходят с персонажами, к их эмоциям, к их сути. Я хотел сделать спектакль про любовь». И это ему в полной мере удалось. Замечательно, что спектакль решен в неоклассическом стиле и танцы здесь поставлены на основе классической лексики, и даже с применением пальцевой техники. При этом за движениями у Симонова всегда стоит мысль.
Поскольку действие в балете развивается на протяжении длительного времени, перед зрителем проходят несколько поколений людей: на сцене мы видим и Маленькую Мисс, подругу робота Эндрю, которая заботится о нём, в детстве (в этой роли выходят воспитанницы Детской студии театра), и «Взрослую Маленькую Мисс, она же – её внучка и правнучка» (Анна Маркова). Есть в спектакле «Сын Маленькой Мисс» (Виктор Князев), её Внук (Артур Баранов), Сестра Маленькой Мисс (Феличия Руссу), её Бойфренд (Валерий Кравцов). Да и вообще, в спектакле в двух актах на полтора часа много персонажей: в прологе действует и Старинная семья: отец (Максим Подшиваленко), мать (Екатерина Зайцева), дочери. Есть здесь дворецкий (Герман Жуковский, прекрасный артист перешедший в театр Сац из Большого ещё перед пандемией), горничные, шпана на улице, друзья, и, наконец, люди-андроиды…
Спектакль рекомендован детям с 6-летнего возраста, но к сожалению, кроме трех законов робототехники Айзека Азимова никакого либретто к программке не приложено. Так что неподготовленному зрителю (и родителям, которым предстоит детям всё это объяснить) в перипетиях спектакля придется разбираться самому. Хотя это и не слишком сложно. Здесь, например, активно используется экран телевизора, на котором показываются специально снятые ролики (видео - Екатерина Мазухина, Мария Андросова) фактически вводящие зрителя в курс дела. Однако невнятности, все равно возникают. Например, по ходу сюжета в первом действии робота избивают. И тут требуются пояснения (особенно для детей): почему происходит это ничем не спровоцированное нападение.
Интересно, что музыку для этого двухактного балета написал Габриэль Прокофьев, внук великого композитора. Музыка в основе своей естественно электронная и выполняет прикладные задачи иллюстрируя действие на сцене.
Балет имеет подзаголовок «балет-голограмма», и это одно из самых интересных и креативных придумок спектакля. Голограмма или объемное изображение, а также всякого рода проекции действительно используется среди спецэффектов спектакля. В «Двухсотлетнем человеке» применена так называемая технология фотограмметрии, позволяющая перевести множество фотографий одного объекта в 3D-модель и анимировать ее. В спектакле за эту технологию и создание 3D-модели отвечает специалист по музыкально-компьютерным технологиям, художник визуальных эффектов Илья Шушаров. Использование передовых технологий в «Двухсотлетнем человеке», конечно, не самоцель, вовлеченному в действие фантастической повести-балета зрителю на них можно и вовсе не обратить никакого внимание. Но такое оснащение еще более помогает погрузится в историю, рассказанную теперь в балете.