Cостоялась премьера последнего балета Андрея Петрова

Смерть за ночь с Клеопатрой

«Кремлевский балет» показал премьеру — балет «Клеопатра» своего основателя и многолетнего худрука — главного балетмейстера Андрея Петрова, внезапно умершего весной этого года. Это последний балет Андрея Борисовича. Кремлевские артисты посвятили его памяти своего руководителя, и в паркетном фойе театр организовал великолепную фотовыставку «Театр «Кремлевский балет» в спектаклях Андрея Петрова».

Смерть за ночь с Клеопатрой
Клеопатра — Олеся Росланова. Фото: Предоставлено пресс-службой ГКД

Напряженный характер исторических событий, которые происходили за 30–40 лет до наступления нашей эры, обрушивается на зрителя буквально с первой минуты спектакля. Ведь в балете рассказывается об истории последней царицы эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов) — Клеопатры VII Филопатор. Не все знают, что девочек в роду Птолемеев, к которому принадлежала египетская царица, называли Клеопатрами.

Надо сказать, что тема о царице Клеопатре была широко востребована в балете и до Петрова. Так, еще в 1781 году в Петербурге Джузеппе Канциани поставил трагический балет в 5 актах «Клеопатра» на музыку Карло Каноббио. Самый же известный балет, посвященный этой женщине, — конечно, балет Михаила Фокина, вышедший в Петербурге под названием «Египетские ночи» по новелле «Ночь Клеопатры» Теофиля Готье на музыку А.С.Аренского «Ночь в Египте», как раз и рассказывающий о том, что за ночь, проведенную в постели с Клеопатрой, безумно в нее влюбленный мужчина должен был заплатить своей жизнью. Для первого балетного Русского сезона в Париже балет был значительно переработан и на премьере в 1909 году показан под названием «Клеопатра» на сборную музыку русских композиторов.

С этим мнением не согласен Андрей Петров, который о своем видении образа царицы Египта говорил так: «Обычно Клеопатру представляют этакой женщиной-вамп, но на самом деле все не так просто. Она была видным государственным деятелем, мудрым политиком, при котором Египет на протяжении 20 лет оставался независимым государством. И романы с Цезарем и Марком Антонием помогали Клеопатре укреплять позиции своей страны. И эта линия меня очень заинтересовала».

Сюжет, основанный на ее реально-мифологизированной биографии, предложен и в балете Петрова. Среди его главных героев помимо самой царицы, чье имя стало названием балета, такие исторические фигуры, как Юлий Цезарь и Марк Антоний, но не только… Это и император Октавиан (технически точный Алексей Казанцев), и его сестра Октавия, ставшая, несмотря на его любовь к Клеопатре, женой Марка Антония (это был последний выход на сцену прекрасной примы Кремлевского балета Ирины Аблицовой). Это и Великий Помпей (актерски убедительный Сергей Васюченко, экс-премьер «Кремлевского балета» и незабываемый танцовщик), и мальчик-фараон Птолемей XIII (Екатерина Чекрыжева), младший брат египетской царицы (о том, что он был еще и ее супругом, либретто благочестиво умалчивает); регент при нем, его воспитатель и фактический правитель Египта евнух Ур Пофин, или Потин, — в этой роли вышел великолепный Эдгар Егиазарян (явно будущий потенциальный премьер этого театра); Касий (Петр Горбунов, отличный танцовщик «Кремлевского балета», которого, кстати, выбрал когда-то сам Джон Ноймайер на главную роль в своем балете «Времена года»); Брут (премьер театра Егор Мотузов, артист с безграничным обаянием и виртуозностью танца); командующий египетскими войсками Ахилла (выразительный Амир Салимов).

Клеопатра и Марк Антоний — Даниил Росланов. Фото: Предоставлено пресс-службой ГКД

Показывает Петров в мистических сценах своего балета даже египетских богов — Исиду, Гора, Осириса, Сета и Сехмета, — и эти сцены, как и весь спектакль, очень эффектно оформленные художником Григорием Беловым и «одетые» художником по костюмам Ольгой Полянской, относятся к красивейшим и наиболее впечатляющим сценам балета.

Все артисты «Кремлевского балета» были старательны, танцевали увлеченно и уверенно, что называется, на пределе сил и возможностей. Кордебалет в хореографии Петрова, построенный, как всегда, на основе лексики классического танца, в балете «Клеопатра» к тому же оснащенной профильными позами, характерными для древнеегипетских рельефов и фризов, вышколен и точен. Но главная задача в спектакле, конечно же, лежала на исполнителях партий основных героев, чьей любви этот балет, собственно говоря, и посвящен: Клеопатры, Юлия Цезаря и Марка Антония. Партия Цезаря в исполнении Михаила Евгенова психологически и актерски выстроена. Его уверенный и неотразимый герой, по крылатому выражению самого гениального римского полководца, и правда «пришел, увидел, победил». В роли Марка Антония блистательным и виртуозным танцем на премьере отличился Даниил Росланов, герой которого в исполнении этого артиста сложен и противоречив.

Олеся Росланова в партии Клеопатры старалась отойти от определенных клише в восприятии египетской царицы. Она, конечно, как и другие исполнители и создатели балета, смотрела знаменитый голливудский блокбастер и в создании образа находилась под воздействием игры Элизабет Тейлор. Но в исполнении Рослановой это прежде всего любящая женщина, личность сильная, волевая и очень незаурядная. И в балете ее характер показывается в развитии. По отношению к Цезарю ее любовь зависимая — она борется за жизнь. По отношению к Марку Антонию — безоглядная и бескомпромиссная.

— Девочка, которая росла в семье, где убивать родных братьев из-за трона — норма… это важно для образа. В 16 лет сесть на престол, в 20–22 — встретиться с Цезарем, в 28 — спасая страну, идти на встречу с Марком Антонием… И это еще мы не берем промежуточные моменты. Это нужно знать! Ну и прекрасную Элизабет Тейлор нельзя не видеть, — говорит о своем образе и работе над ним Олеся Росланова.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем, уничтожив их, — в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Некоторые историки все же полагают, что приписываемые ей развратность и коварство были реальны. Например, сохранилось суждение о Клеопатре римского историка IV в. Аврелия Виктора: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29162 от 22 ноября 2023

Заголовок в газете: Смерть за ночь с Клеопатрой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру