МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Пора чиститься от скверны: священник «Левиафана» поддержал своего гонителя Чаплина

Режиссер и актер Валерий Гришко рад, что мысли об обновлении церкви, озвученные Звягинцевым в фильме, воплощаются в реальности

Не так давно вокруг фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева кипели страсти. Нашлось немало гонителей, написавших открытое письмо в Самарское областное министерство культуры. Они требовали не выделять деньги на постановки главного режиссёра Самарского театра драмы Валерия Гришко. Камнем преткновения стала роль архиерея, сыгранная им в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева.

Валерий Гришко Фото: youtube.com

Валерия Гришко обвинили в нелюбви к родине, упрекали в том, что «оболгал православие», дискредитировал священнослужителей и Русскую православную церковь,. От него требовали церковного покаяния. Как личное оскорбление он воспринял обвинения в том, что «жидко покакивает на страну». Протоиерей Всеволод Чаплин, на днях освобожденный от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества из-за личных противоречий с патриархом Кириллом (так он объяснил свою отставку), в свое время тоже критиковал «Левиафана». Он считал, что фильм Звягинцева снят в угоду Западу и эксплуатирует ложные стереотипы о России. Его нападки вызвала сцена, где архиерей выпивает с мэром города. В этом усматривалась попытка недостойно показать христиан, унижения церкви и Христа.

Мы вспомнили с Валерием Гришко о том, как был воспринят «Левиафан», какой отголосок это нашло в недавних заявлениях отца Всеволода Чаплина.

- Когда «Левиафан» выходил и на него начались нападки, протоиерей Всеволод Чаплин вам тоже дал прикурить?

- Тогда многие давали мне прикурить. Запаха прикуривания от Чаплина я не помню.

- То, за что вас критиковали, теперь прозвучало и в речах самого отца Чаплина.

- Если скверна есть в ком-то или чем-то, даже в таком мощном учреждении, как Русская православная церковь, то если самим ее не изгонять, это сделают другие. Как сделал это Андрей Звягинцев. В «Левиафане» он указал на то, что есть коррупция, сращивание государства с церковью, покровительство не богоугодным делам. Если я болен, то сам себя лечу. Правильно? Не кто-то должен сказать мне: «Эй, на тебе уже короста. У тебя нога отнялась». Как можно не замечать свою болезнь? Если отец Всеволод Чаплин ее раньше не замечал, а теперь обратил на нее внимание, то слава Богу, что это хотя бы сейчас произошло.

Новый Папа Римский всерьез занялся вопросами, связанными с аморальными поступками отдельных представителей католической церкви. Слава Папе Римскому! У нас на многое закрывают глаза. Более того, заставляют и других это делать. В конце концов, все это может привести к краху. Достаточно вспомнить слова Александра Блока: «Почему дырявят древний собор? - Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». Чем это кончилось, мы знаем: с восторгом разрушили храмы. Если ты не лечишь болезнь, тогда болезнь тебя угробит. Скверну, которую изгоняют из церкви, нужно изгонять отовсюду.

- А как закончилась история оскорблений в ваш адрес, связанных с ролью в «Левиафане» ? Вас просто оставили в покое?

- Нет, не оставили. Впервые в жизни я стал истцом, обратился в суд и неожиданно для себя его выиграл. Мой авторитет все-таки превысил авторитет депутата, собравшего вокруг себя 16 подписантов, оскорблявших меня в своем письме. Скорее всего, весомую роль сыграла поддержка деятелей российского кинематографа, выступивших в мою защиту - Карена Шахназарова, Валерия Тодоровского, Андрея Звягинцева, Николая Досталя... Тех, у кого я снимался и у кого не снимался. Все они подписали письмо и защитили меня. С кем-то из них я никогда даже не встречался. В тот момент, наверное, власти подумали, что пусть уж лучше депутат заплатит 50 тысяч за оскорбление чести и достоинства, чем позорить Самару. Моя история закончилась благополучно. Более того, местного министра культуры, которая по моим представлениям, все это и инициировала, сняли с должности. Сейчас пришел культурный, интеллигентный и грамотный человек на ее место - Сергей Васильевич Филиппов. С ним можно разговаривать о литературе и искусстве. Ты понимаешь, что он находится в области культуры неслучайно, в отличие от Ольги Васильевны Рыбаковой, которая нас собственно и уничтожала. Хорошо бы так везде происходило. А вообще, суд — веселое дело, как выяснилось. Особенно, когда его выигрываешь.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах