МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Театральный батл стал для актеров волшебным пенделем

После первого раунда лидирует команда «Мастерской Петра Фоменко»

Нашумевшие импровизационные батлы добрались до театров. Первым на это подписался Театр на Юго-Западе, зародив в своих стенах этот жанр как таковой и устроив здесь только что борьбу команд от «Мастерской Петра Фоменко» и Театра Романа Виктюка. До словесных драк, мата или агрессии не дошло, этого тут по условию быть не могло. Зато была культура и талант, которые рождались на наших глазах.

Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра.

История сценического версуса родилась не после недавно прогремевшего батла между Оксимироном и Славой КПСС, а в марте прошлого года на сцене Центрального «Манежа» в «Ночь театров». Летом проект признали лучшим на конкурсе «Открытая сцена-2017», одарив его грантом столичного Департамента культуры на дальнейшее развитие. Заручившись такой поддержкой, его организатор Максим Драченин бросил клич по столичным театрам. Кроме упомянутых отозвался еще Ермоловский.

— Многие очень хотели участвовать, но из-за накладок репетиций и нехватки времени не смогли, — говорит Драченин. — Мы — актеры — забываем практику первых курсов, когда нас раскрепощали, требуя за секунды создать этюды. В такие моменты в тебе раскрывается что-то новое, ты сам себе удивляешься. Актеры вообще, как правило, ленивые, и, как признаются мне участники, эти батлы становятся для нас чем-то вроде волшебного пенделя, который возвращает тонус.

Перед поединком фойе Театра на Юго-Западе разрывается от напряжения — интеллектуального и звукового. Здесь примерно 120 зрителей шумно придумывают хитрые задания для актеров. Записывают на бумажках ответы на вопросы — кто, где, что произошло, с которыми предстоит иметь дело участникам батла.

Их — по пять человек от театра — болельщики, расположившиеся по обе стороны сцены, образуя символические фан-зоны, встречают звонким гулом голосов и аплодисментов. Кто из участников какой театр представляет, отличить легко — по майкам, на которых изображены Роман Виктюк и Игорь Войнаровский (актер «Мастерской Фоменко», который не смог быть со своей командой в этот день, но стал ее талисманом). Зрители тоже подготовились: наделали плакатов с названиями театров, которыми размахивают вплоть до объявления победителей.

Жюри в лице профессора ГИТИСа Михаила Скандарова, актера и режиссера Бориса Галкина и педагога по импровизации Анастасии Имамовой — на месте, ведущий — тоже, можно начинать. Разогреваются команды в разминочном «предметном» раунде, представляя, во что могли бы превратиться предметы, выбранные для них зрителями. Перевоплотившись в фантазеров, они углядели в рулетке и клюке — пудреницу и шайбу, саксофон и перископ, клюшку и трубку аквалангиста. Хохот в зале стоит дикий, после чего все забывают про оставшееся смущение, и следующие туры летят непринужденно.

В «немом» раунде только один участник и зрители знают загаданное слово, а остальные члены команды за 15 секунд угадывают его и передают его значение языком жестов. Третий раунд — экспертный — «Руки знают, а голова не помнит». Экспертами становятся по два человека от команд, один из которых «превращается» в голову, другой — в руки и жестами отвечает на вопросы соперников. В четвертом раунде участникам дают совершенно случайные слова, которые они должны вставить в нестандартную ситуацию, не меняя обстоятельств. Одна из сцен — «Неправильный диагноз, который пульмонолог поставил пациенту».

— Я испытал необычный опыт, потому что это не спланированное ток-шоу, а спонтанные включения актеров, — признается после конкурса актер «Мастерской Фоменко» Юрий Титов. — Ты стараешься работать всем актерским аппаратом, и тем интереснее наблюдать за собой, ведь ты все равно можешь с треском провалиться, вот не пошло и все. Возникает ощущение качелей от возможного позора до внутренней победы. Дорогое ощущение. Хотя мы знали правила игры, так как несколько раз с нами проводили репетиции, но не знали самих заданий. Их назначали сами зрители. Это тот редкий случай, когда актеры были менее подготовлены, чем публика.

Пятый раунд — алфавитный. Участники придумывают на заданные темы предложения, начало которых начинается строго по алфавиту. С помощью зрительской поддержки команды пробираются через букву «ё», изобретательно изображая ёлку, чем доводят до приступов смеха не только публику, но и судей.

В заключительном этапе команды раскрываются на полную, так как сочиняют и исполняют песни в жанрах романса, регги и шансона. Тему задают зрители, что лишний раз доказывает прозрачность и честность конкурса.

На все задания отводятся считаные секунды, так что молодые актеры проявляют мобильную скорость принятия решений. Накладки они профессионально выворачивают так, словно это и было задумано. Неудивительно, что в конце многие зрители выходят со словами: «Все спонтанно, а не отчеканено и зазубрено; полет мыслей и фантазии происходил на наших глазах». Победителями объявляют команду «Мастерской Фоменко», хотя члены жюри говорят, что решение было сложным, так как команды «шли ноздря в ноздрю».

— Импровизация — одна из сложнейших театральных материй, — резюмирует Роман Виктюк. — Я за всю жизнь видел столько импровизаций, а искусство там стояло не на месте. А здесь с этим все в порядке.

Следующий театральный батл состоится 30 октября, где актеры Театра на Юго-Западе сразятся с ермоловцами. Победители встретятся в финале с представителями «Мастерской Фоменко». А набравшие наименьшее количество баллов встретятся с командой Театра Виктюка в борьбе за третье место. В планах — провести состязание между московскими и питерскими школами, а там и замахнуться на международный статус, встретившись с иностранными командами.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах