МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Рената Литвинова решила сыграть советскую кинозвезду

Горячая пятерка театральных премьер февраля

Москва, заплутавшая в снегах, околевает от холода, а в столичных театрах жарко. Несмотря на все пандемические ограничения, постоянные замены спектаклей и ввод здоровых артистов на роли заболевших, здесь вовсю идет подготовка премьер. Февральская афиша поражает именами, названиями и сюрпризами. Звезды кино, трикстеры с Востока, беглые олигархи и бедные артисты-кукольники — глаза разбегаются, что выбрать. Начинает РАМТ.

Источник: пресс-служба

«Горе от ума» Грибоедова

Проверенная временем русская классика из школьной программы, заученная и замученная не одним поколением советских и российских школьников. Однако художественный руководитель Молодежного театра Алексей Бородин смотрит на нее как на более чем актуальную пьесу — о нас сегодняшних, о наших надеждах, о противостоянии времени и личности.

Алексей Бородин: «Грибоедов довольно зло и остро написал про компанию людей, которые держатся за способ жизни, где окончательно распределены роли и расставлены приоритеты. Чацкий не готов принять такое положение дел. И все факты, события, разворачивающиеся в богатом московском доме Фамусова, выталкивают его в… никуда. Где он собирается найти «оскорбленному чувству уголок»? И что это за уголок — тут большой вопрос».

«Карету мне, карету!» — в отчаянии произносит в финале Чацкий. А карета — вот она, родимая, в натуральном размере поджидает вольнодумца. Надо сказать, что пространство «Горя от ума», сочиненное художником Станиславом Бенедиктовым, максимально открытое и белое, как нынешняя снежная зима, как образ Москвы, да и всей России. А карета в этом белом пространстве — главный элемент, к тому же не стоит на месте. Изготовлена она по чертежам художника, обита натуральной кожей, фонари внутри загораются. На это историческое транспортное средство возлагается особая миссия: соединить прошлое с настоящим.

«Горе от ума» обещает стать масштабной постановкой, которое захватит сцену, зал и даже ложи, объединенные светом и проекциями. Из элементов декорации создадут двенадцать отдельных пространств — и это, по мнению художника, обеспечит путешествие по большому дому Фамусова. «И карета везде просматривается. И костюмы у нас не исторические, потому что основной посыл — «Горе от ума» 200 лет спустя», — говорит Бенедиктов.

В роли Чацкого выступит Максим Керин, прославившийся в спектакле «Цветы для Элджерона» и киноработами («Духless», «День дурака», «Хождение по мукам»). На роль Фамусова режиссер неожиданно назначил Алексея Веселкина, известного еще и как телеведущего и шоумена. В спектакле также заняты Ирина Таранник, Дарья Семенова, Даниил Шперлинг, Александр Рагулин и другие.

«Ходжа Насреддин». Момент озвучания. Евгений Миронов и Елизавета Боярская. Фото: пресс-служба

«Звезда вашего периода». МХТ им. А.П. Чехова

Спектакль с таким интригующим названием готовит Рената Литвинова. Сама написала пьесу и сама сыграет в ней главную роль. Это вторая режиссерская работа актрисы в Художественном театре, но первая предназначенная для большой сцены. О какой же такой звезде и какого периода расскажет историю бесспорная звезда нашего периода Рената Литвинова?

Рената Литвинова: «Я давно мечтала поставить в театре спектакль о кино и кинодивах. О любви взаимной и несчастной, о служении своей единственной музе — кино, которую нельзя предавать, иначе она отомстит. Я вдохновлялась фильмами Александрова с Любовью Орловой, фильмами с Валентиной Серовой, с Гретой Гарбо. Картинами таких режиссеров, как Орсон Уэлс, Билли Уайлер, Эрнест Любич, — все они снимали «кино про кино».

А у Литвиновой будет театр про кино. Про то самое кино и тех самых кинозвезд, масштаб личности которых оправдывает любые поступки. И жизнь которых похожа на сон золотой, нередко наяву оборачивающийся кошмаром. События разворачиваются в московской квартире звезды советского кино второй половины XX века и не лишены опасности и риска.

По словам Литвиновой, пьесу она написала за три недели, сидя день и ночь у себя на кухне и диктуя текст помощнице. Роли режиссер Литвинова перекраивает и доделывает на ходу под актеров, с которыми уже работала на спектакле «Северный ветер», — Кирилла Трубецкого, Софью Эрнст, Марию Фомину. Но впервые в ее новую постановку войдут Юрий Чурсин, Софья Евстигнеева, Михаил Рахлин. «У меня всегда так: я редактирую текст под конкретных актеров и под мизансцены — что-то сокращаю и обожаю добавлять сцены воспоминаний и, конечно, снов». Свое театральное кино Литвинова делает с людьми из киноиндустрии — художниками Сергеем Февралевым и Ниной Ивановой. Ну а музыку к «Звезде вашего периода» напишет тоже звезда — Земфира.

«Ходжа Насреддин». Театр Наций

Амбициозный проект во многих смыслах, где ключевое слово — впервые. Это первый опыт Театра Наций в жанре кукольных постановок, а для режиссера с мировым именем в кино Тимура Бекмамбетова — первый спектакль в этом театре. Он же выступил и соавтором пьесы.

Тимур Бекмамбетов: «Я много лет мечтал рассказать историю Ходжи Насреддина, талантливого и парадоксального персонажа, который все переворачивает с ног на голову. Но поскольку мир и так перевернут, то у Насреддина в итоге все оказывается на своих местах. Мы создали образ легендарного трикстера восточной цивилизации, и у нас вышла пьеса о свободе, любви и правах человека. В общем, о проблемах и чаяниях всех времен вплоть до сегодняшнего дня».

«Ходжа Насреддин». Момент озвучания. Евгений Миронов и Елизавета Боярская. Фото: пресс-служба

Впервые к истории Ходжи Насреддина Бекмамбетов подступился еще летом 2019-го на сайт-специфик-лаборатории «Свияжск АРТель», где с казанскими актерами он подготовил и показал эскиз спектакля. А уже в Театре Наций сказочный сюжет перевел в формат кукольного театра. Фольклорный персонаж мусульманского Востока Ходжа Насреддин — бродяга, философ и плут, любимый Бекмамбетовым с детства, но, по задумке авторов спектакля, на первый план выходит еще один герой — ишак, которого Насреддин выкупает у старого хозяина и по ходу повествования старается привить ему главные человеческие ценности.

Амбициозности кукольному проекту 12+ добавят артисты, которые озвучат семь кукол. Так, Ходжа Насреддин и его ишак заговорят голосами Константина Хабенского и Евгения Миронова. Другие роли озвучили Чулпан Хаматова (Махаббат), Елизавета Боярская (кобылица), Виктор Вержбицкий (эмир Тимур), Игорь Золотовицкий (хозяин) и Инга Оболдина (Фатима). А автором кукол, режиссером и художником-постановщиком спектакля стала лауреат театральной премии «Золотая маска» Анна Викторова, которая руководит петербургским театром «Кукольный формат» («КУКФО»). Спектакль решен в эстетике черно-белого кино, отсылающей к советской картине «Насреддин в Бухаре» производства 1943 года, которая, кстати, в свое время произвела на Тимура Бекмамбетова большое впечатление.

Фото: пресс-служба

«Король Лир». Театр имени Евгения Вахтангова

«Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке Юрия Бутусова — первая премьера на Основной сцене в год 100-летия театра. Тот самый «Лир», где один неосторожный поступок, одно правдивое признание, и устойчивый мир рушится. В основе шекспировской трагедии, написанной в 1605–1606 годах, историческая хроника XII века «История бриттов», в которой рассказывалось о некоем короле Леире, который после шестидесяти лет управления страной решил разделить свое государство между тремя дочерьми.

А мы вас посвятим

В заветные решенья наши глубже.

Подайте карту мне. Узнайте все:

Мы разделили край наш на три части.

История ослепления Глостера — вторая сюжетная линия трагедии, берет свое начало в романе Ф.Сидни «Аркадия». В создании «Короля Лира» Шекспир использовал и некоторые моменты из поэмы Э.Спенсера «Королева фей».

Юрий Бутусов: «Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых звуков, смыслов, новая «Буря»…»

Короля Лира сыграет интереснейший артист из молодого поколения Артур Иванов. Он уже работал с Бутусовым на «Беге».

Артур Иванов: «Работа в «Лире» — это сложный, во многом трудный, но великолепный для меня опыт. Я стараюсь играть судьбу человека: такие поступки и такие беды могут случиться с каждым и в любом возрасте, поэтому у меня нет возрастного грима. Единственное, что режиссер попросил меня побриться».

Трех дочерей Лира репетируют Яна Соболевская (Гонерилья), Ольга Тумаркина (Регана) и Евгения Крегжде (Корделия). В спектакле также заняты Виктор Добронравов, Сергей Волков, Василий Симонов, Валерий Ушаков, Владимир Логвинов, Юрий Поляк, Юрий Цокуров. Интрига сохраняется лишь в том, кто будет шутом. Замечу, что во времена Шекспира, когда на сцене были только мужчины, шута представлял тот же актер, что играл и Корделию.

Фото: пресс-служба

«Задняя часть слона». Школа современной пьесы

Комедия, и к тому же комедия положений, да еще и про нашу жизнь, — сегодня редчайший гость на театральной сцене. Ее автор — кинодокументалист Андрей Райкин, остро чувствующий юмор в том, что происходит вокруг. В его пессимистической комедии (так он определяет жанр) все узнаваемы: коррумпированные губернатор и чиновники, работники спецслужб, длинноногие красотки, падкие до чужого богатства, и актеры местного театра, запивающие горькую от того положения, в котором находятся. Вот и главный герой этой сатирической комедии Матвей Запорожец — актер местного ТЮЗа, играющий не Гамлета и не дядю Ваню, а… заднюю часть слона в детском спектакле. Но в один прекрасный день к нему являются «вежливые люди» и делают предложение, от которого невозможно отказаться. Даже если бы он очень захотел. Деваться некуда, и «в интересах госбезопасности» артист начинает работать «под прикрытием»: изображает беглого губернатора-коррупционера, с которым на свою беду имеет фантастическое сходство.

Роль двойника губернатора играет комедийный артист Юрий Чернов.

Юрий Чернов: «Мы постоянно слышим о зарплатах чиновников и злоупотреблениях их полномочиями. Как бессовестно они демонстрируют дорогущие часы, какие подарки дарят своим любовницам… И это все есть в нашем спектакле. С моим персонажем Матвеем Запорожцем происходит забавная история: ему надо перевоплотиться в нечестного губернатора.

Молодая режиссер из Литвы Грета Шушчевичуте возводит происходящее в сюрреалистический абсолют. Контрастная смена света, интерактив с залом, музыкальные номера с живой музыкой и вокалом из советского репертуара («С чего начинается Родина») — все это проявляет конфликт пессимистической комедии. А яркий репризный текст заставляет хохотать. Комедию российской действительности на сцене представляют Владимир Качан, Джульетта Геринг, Владимир Шульга, Ольга Гуселетова, Николай Голубев, Татьяна Веденеева, Максим Евсеев, Алексей Гнилицкий, Олег Царев.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах